Неожиданные признаки высокого интеллекта: проверь себя. Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции Вы ругаетесь и «подкалываете» окружающих

20.02.2024

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же... что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Виды

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед... Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:


Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.


Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

«Религия – это разум.

У кого нет разума, у того нет религии ».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

Когда составляют портрет человека, помимо событий его жизни, достижений и успехов говорят и о чертах его характера. И важное место среди «характерологического» описания отдаётся разуму. Вернее, степени разумности.

Но и здесь неизбежен субъективизм. То, что один считает проявлением разума, другой относит к чему-либо другому. Например, если человек во избежание конфликта с упрямым оппонентом уступил, кто-то может отнести этот шаг к малодушию и неспособности защитить свои интересы. А кто-то – охарактеризовать как дипломатический ход.

Среди признаков разума встречаются такие, как образованность, грамотность, глубокие познания относительно какого-либо предмета, научная деятельность, жизненная успешность и т. п.

Разумность во многом связывается с жизненной позицией человека.

По моему мнению, говоря о разуме, уместно «восхождение» к вопросу о смысле жизни. Если человек считает смыслом своей жизни мирское преуспевание и благополучие, то вполне «разумны» все его действия, которые так или иначе приведут его к этой цели.

Здесь, мне кажется, следует провести разграничение между понятиями «ум» и «разум».

Ум способствует выполнению процесса, совершению действия. Он отвечает на вопрос «как».

Разум же определяет целесообразность совершения действия, необходимость получения результата или «обходимость» без него. Он отвечает на вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?».

Например, если человек долго трудится над проектом, КПД которого в конечном итоге очень мал, то, как бы хорошо дело ни было сделано, в разумности траты на него стольких усилий, средств и времени приходится сомневаться.

Ум как бездушная машина. Ценность выполняемых действий его не интересует. А вот разум – это индикатор, определяющий, стоит / не стоит, надо / не надо.

Но давайте снова вернёмся к связке разума и смысла жизни – траектории движения судьбы человека.

Почему? Потому что недопустимо для разумного человека, который со вниманием и тщательным обдумыванием может выбирать предметы каждодневного пользования, работу и спутника жизни, не отнестись с большим вниманием к своей душе, которая и представляет бо́льшую ценность, чем обладание преходящим.

Приоритетной для разумного человека является забота о его собственной душе, за деяния которой он отвечает не только в этой жизни, но и за её пределами. Не случайно победу над тёмной её стороной Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл большим джихадом. И Ислам, как религия, есть наилучшее обрамление для всякой души.

Задумываясь о судьбах великих учёных-немусульман, я чувствую сожаление, что такие умы, посвятив лучшее, чего они достигли, развитию мира, науки, искусства, пропали, так и не позаботившись о себе.

Ницше, Шопенгауэр, Фрейд и тысячи других. Кто сомневается в силе их умов? Но какими несчастными они были и как плохо закончили некоторые из них! Возникает вопрос: на что надеются современные молодые люди, которые ищут истину и ответы на насущные вопросы в трудах и изречениях таких людей? Братьям и сёстрам следует быть осторожней со всем, что сказано не последователями Сунны и Корана, осторожными со всем, что не соответствует им. А Аллаху известно лучше!

Итак, главным признаком разума является приверженность Исламу.

Когда ангел Джабраил (мир ему) принёс три подарка (разум, вера и совесть) в виде прекрасных жемчужин Пророку Адаму (мир ему) и предложил выбрать одну из них, пророк (мир ему) выбрал разум. Ангел Джабраил (мир ему) сказал о вере и совести, что они могут возвращаться, так как Адам (мир ему) выбрал разум. Но вера отказалась вернуться, сказав, что Аллах велел ей находиться рядом с разумом. Совесть тоже отказалась уйти, так как «Аллах приказал быть всегда при вере». Там, где разум, там вера и совесть.

«Инструмент верующего – разум », – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Как было сказано выше, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. И это разграничение происходит не в контексте мирских сиюминутных выгод (как удовлетворение актуальных потребностей, например), а в контексте запретов и позволений Сунны и Корана. Всё, что запрещено Исламом, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а всё, что разрешено, – благо. Выходит, что разум всегда служит на благо человека, даже если в определённый момент пользование им «причиняет» некоторые неудобства.

Более разумен тот, у кого сильнее вера. А в чём она проявляется? Конечно, вера – это не фанатизм, не слепое следование догмам. Зарождаясь в душе, вера находит своё проявление не только в общей направленности развития и движения человека, но и в том, как он себя ведёт на тех или иных отрезках пути – в разных ситуациях. Свидетельством веры становятся его отношение к людям, к жизни, к миру и последней жизни, тот позитив, радость и польза, которые он привносит в окружающее своим благонравием, присущим истинным верующим. Когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, какие качества противоречат облику мусульманина, он ответил, что скупость и дурной нрав.

Разум способствует правильному веропониманию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний даёт понимание в религии тому, кому Он желает блага.

В арабском языке разум обозначается словом «акль» (интеллект), а в английском – слово «sense», которое переводится как «чувство», так и «разум».

В связи с этим можно считать, что разум «локализуется» не в голове, а в сердце. Там же, где находится вера. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав: «Поистине, вера – здесь », трижды указал на грудь. Степень разумности прямо пропорциональна уровню имана. Чем сильнее иман, тем больше разума. Как будто это его ядро.

(51 голос : 4.7 из 5 )

протоиерей Вадим Леонов

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. , св. О хранении чувств. М., 2000

Как вам кажется, эмоциональный человек – умный или лишь хочет им казаться? Можем ли мы бурно выражать свои эмоции или все-таки лучше обходиться без свидетелей? Эти вопросы весьма актуальны, потому что сегодня принято быть открытым в выражении своих чувств. Другое дело, как это интерпретировать. Впадать в истерику при малейшем неявном поводе, кричать в трубку, показушно раздражаться в общественных местах? Наверняка вы встречаете подобные примеры или сами грешите короткими спектаклями с собой в незабываемой роли. Что происходит на самом деле: вы привлекаете внимание к своей персоне, считаете, что ваши эмоции могут быть интересными для окружающих, выпускаете пар, вовлекая других людей. И все это под предлогом того, что вы просто «излишне эмоциональны».

А если посмотреть на ситуацию все-таки с позиции взрослого, а не трехлетнего ребенка: что вас раздражает? Скорее всего, какое-то обстоятельство, то, что идет не по плану, не так, как вы рассчитывали. И, предвидя туманную неизвестность, вы впадаете в страх и чувствуете настоящий стресс. Опять же, со стороны смотрится такое поведение весьма сомнительно, особенно когда перед нами взрослый, не контролирующий внутренний вулкан ярости и гнева. Положа руку на сердце, неужели так сложно справиться в сто двадцать пятый раз с типичной ситуацией? Не приехало такси, коллега сорвал встречу, муж чего-то там перепутал.

Если вам кажется, что вы такой классный, что можете открыто реагировать на внезапный ливень или слишком горячий капучино, который приготовили для вас в кафе, то вы заблуждаетесь

Во-первых, никто не обязан слушать ваши вопли. Во-вторых, взрослый человек обязан уметь себя контролировать. К тому же мы все накапливаем опыт внештатных ситуаций. Человек разумный из своих неудач берет самое важное и делает выводы, в том числе и для того, чтобы впредь не удивляться и не производить на свет отрицательные эмоции. Неумный выводов не делает и с удовольствием идет на поводу у эмоций, ведь зачем думать головой, если «я весь такой эмоциональный»?

Вот и непонятно, как относиться к эмоциям в целом. C одной стороны, не хочется превращаться в сухаря. С другой – эмоции мешают думать и нередко подталкивают на совершение глупостей.

Но есть и хорошие новости. Эмоции бывают здоровыми. Например, вы рассердились и сердитесь. Или доброжелательны и хотите улыбаться всему миру. Когда вы – причина, а эмоции – следствие, тогда все предельно хорошо. Тем более у нас, женщин, эмоциональный интеллект развит на зависть всем мужчинам, которым его как раз-таки часто не хватает. В этом случае приятно говорить об эмоциях как о черте характера или темперамента. Когда есть ресурсы на то, чтобы доносить мысли выразительно, оставаясь при этом разумным человеком.

А вот выплескивание эмоций – это другая история, связанная с неспособностью себя контролировать и держать в руках. Бездумно демонстрировать чувства. Истерить или жаловаться. И вот тогда обычно и звучит сакраментальная фраза: «На меня нахлынули эмоции!» Туда же можно отнести чрезвычайную впечатлительность и импульсивное реагирование. На самом деле это банально плохая привычка и неосознанное поведение, именно поэтому его часто хочется сравнить с глупым поведением. А как еще охарактеризовать переживания впустую? Ребенку, например, они, безусловно, простительны, а вот нам с вами нет. Еще прощайтесь с привычкой принимать решения по причине эмоционального импульса. Обычно он сиюминутен, а результат живет гораздо дольше.

Похожие статьи