Летящие за мечтой. Драгоценные кружева Всегда в моде

26.06.2020

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.


Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину!.. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи .
Названо по французскому городу Шантильи - центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто-ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен .
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен - тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева .
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон . Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.

Дорого ценились во все времена, потому что в них всегда было вложено огромное количество времени и мастерства кружевниц. Тончайшие и нежнейшие тюли, изящные в своей неповторимости кружевные воротники и накидки — старинное искусство кружевоплетения по сей день считается источником вдохновения, восхищая нас совершенством и филигранностью ручной работы. Перенесемся в эпоху, с которой начиналась история кружева. Представим себе Венецию на рубеже 15-16 веков.

Венецианская Республика процветает. Склады полны товарами: лен, меха с севера, ковры, шелка и благовония с Востока. Воздух, пропитанный ароматом апельсиновых деревьев и пряностей, смешиваясь со зловонием каналов, напоминает о том, что жизнь, как всегда, полна неожиданных контрастов. Лица великих художников, еще не ставшие тенями, можно запросто встретить в толпе. Зеленоглазый Дюрер, великолепный Тициан, неотразимый Беллини: все они вместе — это и есть Возрождение.

В моде белое льняное полотно, вышивка белым по белому. Тоненькой иглой с золоченым ушком из легкой блестящей ткани — льнобатиста — выдергивают нитки утка, затем обшивают их в соответствии с заранее нанесенным узором. Эта сквозная вышивка получила название «филе». Ею были одержимы почти все женщины Северной Италии. Жена прокуратора Венеции так преуспела в украшении своей спальни, что ее кровать скорее походила на трон.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ РУКОДЕЛЬНИЦЫ

Простая крестьянка и дама из общества каждую свободную минуту посвящали рукоделию. Этот вид творчества дал европейской женщине первые уроки достоинства, развивая таланты одних и давая другим возможность приобщиться к прекрасному. Посмотрите как венецианских кружевниц изобразил художник А. Паолетти.

» Венецианские кружевницы » А. Паолетти

Венецианцы — баловни судьбы, безошибочно доверившиеся великим граверам, печатавшим альбомы для вышивок и кружев, использовали как основу пергамент (сколок) с узором и нанесенными на него точками для вкалывания булавок (если мастерица предпочитала работать на коклюшках), но и этот вид кружева казался венецианцам слишком простым. Они достигли немыслимого совершенства в сложном игольном кружеве. К холсту пришивался пергамент с рисунком, прямо по нему шили узор, после чего нитки между пергаментом и холстом подрезались и узор повисал в воздухе. Он так и назывался — «стежок в воздух «.

Игольное кружево, 1620-1640, Италия

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИК

Итак, перед изумленной Европой предстал крепко накрахмаленный, мерцающий, как силуэт воздушного замка, Кружевной Воротник. Белый цвет — цвет безопасности и покоя. Это ощущения, уходящие корнями в праисторию человека, опасавшегося темноты. Все особенности этого цвета нашли свое выражение в кружеве не только благодаря моде, но и благодаря скромной игле, чья роль так значительна, что, несомненно заслуживает отдельного рассказа.

15 век — время изобретения ковки в форме. Этим видом ремесла итальянские кузнецы владели превосходно. Инструменты итальянских ремесленников эпохи Высокого Возрождения еще при жизни многих из них стали предметом коллекционирования некоторых европейских монархов. Именно эти коллекции становились впоследствии основанием для музейных собраний Германии и Франции. Через 150 лет после того, как был изобретен способ получения стальной калиброванной проволоки, иглы стали прочными и тонкими.

В те времена никто и представить себе не мог, что пройдут века, мода изменится до неузнаваемости, но кружево не исчезнет, оно достигнет вершин классики (гипюры 17 и тюль 18 века). Кружево завоюет Россию конца 17 века, Латинскую Америку и Китай, где в конце 19 века откроют свое собственное производство. Оно будет постоянно видоизменяться, отражая модные художественные тенденции и стили.

ВОЛШЕБНЫЙ БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Особое свойство кружева (белого, слегка сероватого или цвета сливок) — высвечивать на фоне темной ткани лицо и кисти рук — давало возможность быстрого и более отчетливого рассматривания модели. Этот эффект «крупного плана » особенно заметен на полотнах старых мастеров.

Венецианские кружевные манжеты. Кружевное жабо. Венецианский воротник (галстук).

Переменчивость и богатое разнообразие белого цвета пленяли художников. Недаром все портретисты со времен эпохи Возрождения наслаждались его игрой, упивались элегантностью кружева.

Ипполит Коше в книге «Кружево» рассказывает, что старинные кружева хранили в особых шкатулках, выложенных изнутри сукном — чтобы они не отсырели и не покрылись ржавыми пятнами. Их передавали в наследство по женской линии.

Текстилю свойственно долго хранить запахи, тем более, что в 16 веке кружева практически не стирали. Толстый крахмальный слой предохранял нежное кружево от сажи сальных свечей, только иногда их полоскали в проточной воде. Они благоухали Востоком: Трапезунд, караваны до Шираза, Исфахана… Эфирные масла и благовония из розы, корицы, жасмина, иланг — иланга. Шорохи сказочного цветника…

УТОПАЯ В КРУЖЕВАХ

История венецианских кружев похожа на плутовской роман. К середине 17 века шитые иглой венецианские гипюры становятся обязательной частью костюма европейского дворянина. Но, когда многие из них начнут разоряться, не в силах платить сумасшедшие деньги за новые воротники, манжеты, украшения для ботфортов и перевязи шпаги (столько кружев, пожалуй, мужчины не носили и не будут носить никогда!), когда перестанут помогать многочисленные королевские запреты и указы (ведь без кружев нельзя было показаться в Версале и даже понравиться самому себе), вот тогда на радость венецианским кружевницам, чей труд высоко оплачивался всегда, появится господин Жан — Батист Кольбер министр двора (т. е. финансов) Людовика 14.

Его заслуги перед Францией общеизвестны (от флота до знаменитой доктрины «французского меркантилизма «), но все же великому французу польстило бы, что его имя увековечено в существующем по сей день в рукоделии названии шва «кольбер «. Ему пришла в голову простая и замечательная мысль тайно вывезти из Венеции 30 кружевниц, поселить их в своем имении Алансон (поближе к брабантскому льну) и дать им задание научить своему мастерству француженок. Решению месье Кольбера не могли помешать ни угрозы венецианских властей повесить беглянок, ни ужасные проклятия родственникам предательниц. Практичных венецианцев можно понять.

На протяжении 150 лет Венеция и ряд городов Северной Италии были монополистами кружевного дела. Очень трудоемкое игольное кружево, благодаря великим художникам, создавшим для него узоры, традициям ремесла, усердию и артистизму кружевниц не имело себе равных. Это было лучшее, несравненное, роскошное кружево, и соперничать с ним не мог никто. Ведь в кружевном ремесле — так же, как и в парфюмерном, все решают детали, нюансы. В них -то и кроется главный секрет каждого мастера.

Воланы. Шитое иглой кружево “Point de France”, конец XVII в. - начало XVIII в. Алансон или Аржантан.

В имениях господина Кольбера — Алансон и Аржантан — проворные француженки научились шить кружева иглой всего за полгода. Французское чувство меры, безупречный вкус, тщание в отделке всех элементов узора так изменили кружево, что отличить его от итальянского уже не составляет труда. Меняется художественный стиль. В городке Тюль на юге Франции начинают плести тончайшую кружево — сеточку. Прошли времена одиноких кружевниц и безымянных искусниц. Мастерицы объединяются в мануфактуры, и в процессе шитья или плетения кружева каждая делает отведенную ей часть работы.

Вручную, лишь с помощью иглы и нитки, шился тюль, фон для цветов, мушек, гирлянд и букетов. Это кружево — дуновение, отражающее эстетические идеалы рококо. Про ту эпоху можно сказать, что она «утопала в кружевах «.

РУССКОЕ… » ФРАНЦУЗСКОЕ КРУЖЕВО «

К концу 17 века в России уже плели замечательные кружева из золотых и серебряных нитей. Этому ремеслу научили еще раньше русских мастериц генуэзские торговые люди. Ведь именно генуэзская Республика имела в Приазовье свои колонии и была родиной металлического кружева. Но реформы Петра I и хлынувшая через «окно в Европу» западноевропейская мода заставили некоторых дворян создавать в своих вотчинах мастерские по изготовлению игольного кружева. Выписывались брабантский лен, французская кружевница (за немалые деньги) и подбирались крепостные девки со способностями (для изготовления кружева такого качества одного усердия мало). И начиналась работа. Узоры кружев массово печатались во многих странах, первый такой альбом издан в Венеции в начале 16 века.

В затее русских помещиков был верный расчет, ведь настоящие французские кружева — драгоценность. Исторической правды ради можно добавить, что упаковку тоже завозили из Парижа и в столичные магазины кружева сдавали как французские. Зато в работе кружевниц все было без обмана, отдельные изделия ни тогда, ни сейчас отличить от французских невозможно. В петербургских и московских газетах тех лет появляются объявления о купле-продаже крепостных кружевниц, умеющих плести «блонды» (очень популярное в России французское шелковое кружево).

Вологодское кружево

К началу 19 века русское кружевоплетение становится повсеместным, возникают такие знаменитые центры, как Вологда, Елец, Балахна, Калязин. Но тема русского плетения кружева так обширна, что достойна особого разговора.

Русские строчевые подзоры, кружевные подзоры. Из собрания музея Метрополитен.

ВСЕГДА В МОДЕ

Машинный тюль появился в конце 30-х годов 19 века, а изготавливаемое на станках кружево — только к концу века. И хотя люди, даже судя по названиям, смутно представляли себе, откуда произошли эти кружева, не было в Европе женщины, не слышавшей о них.

Со временем старинные кружева станут предметом коллекционирования и музейного соперничества. Появятся знатоки с лупой в руках, отличающие подлинные кружева от поздних и многочисленных подделок. Потом все это перестанет интересовать публику и знатоков почти не останется. Но очаги кружевного дела не погаснут. Славная брюссельская школа, центр ремесел в Брюгге и, конечно же, на острове Бурано в Венеции, на острове Тенерифе в Испании.

Кружевоплетение… зародились это искусство в глубокой-глубокой древности. Ещё в священном писании говорилось о невесомых, прозрачных, пышных покровах, коими украшали алтари и одежды священнослужители.

Древние египтяне носили одежду с кружевной каймой и вышитым по ней орнаментом. Неизвестно, носилась ли такая одежда во время исполнения обрядов или она считалась просто красивой. Но факт остаётся фактом. Первые кружева в один чудесный день были кем-то изобретены и существовали уже во времена фараонов. Это доказано благодаря не только рисункам, но и сохранившимся в пирамидах элементам одеяний.

Филейная работа (плетение сеток) известна с незапамятных времён. Украшать сетки вышивками начали не намного позднее. Но только к концу 15 в. начали появляться изумительнейшие ажурные полотна, незамедлительно ставшие мечтой, вожделенным предметом обладания для тех, кто имел возможность позволить себе подобную роскошь.

Понятие "кружево" включается 3 отдельных техники: шитьё иглой, плетение на коклюшках, и вязание крючком или на прутках. Кружевом считаются шитое и плетеное. Третий вид представляет другой технический вид - вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.


Единого мнения о стране-родоначальнице кружева, к сожалению, не существует.
Но попробуем на несколько мгновений окунуться в историю...

Некоторые историки отрицают факт зарождения кружевоплетения на Востоке, ибо (по их мнению) столь изысканное, изящное искусство могло развиваться только в романтичный, жизнерадостный, яркий период Возрождения. Где же тогда появилось первое кружевное полотно?

Французские кружева - мечты всех аристократов мира

Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи выписала некоего итальянца Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал самый полный перечень кружевных узоров.
Кружева использовали не только для украшения женских и мужских платьев. Кружевами украшались также мебель, особенно кровати. Кружевами обшивали сапожки модниц, и даже салоны экипажей.


Кружевные манжеты, воротнички, расшитые кружевами камзолы и платья стали неотъемлемой частью гардероба знатных особ.


Французская знать чрезвычайно охотно тратили огромные суммы денег на кружевные ткани. Но так как во Франции кружева в те времена ещё не плелись, покупать их приходилось во Фландрии. Разумеется, происходил большой отток денег из страны, что абсолютно не входило в планы правительства. Но венецианские кружева были единственными тогда в мире профессионально, искуссно выполненными кружевами!


В конце XVII в были основаны французские королевские мануфактуры в городах Седан, Алансон, Кенуа, Аржантон, Реймс. Нанято для работы было 30 кружевниц из Фландрии. Они же обучали строго отобранных учениц.
Уехавших флорентийских мастериц преследовали и пытались вернуть во Флоренцию как преступниц, выдававших секреты производства кружев. Говорят, что те из них, кто отказался вернуться, внезапно и беспричинно погибли.


Обученные французские кружевницы с присущим им аристократизмом и шармом у привнесли в технику плетения кружев уникальный французский шик.

Алансонское шитьё приобрело славу во всём мире, да и по сей день оно остаётся непревзойденным по красоте и исполнению.


В Валансьене кружевницами была изобретена тончайшая узорчатая сетка. Узор не имел рельефности, поэтому одежда из такой сетки была удобна и практична.

Черное шелковое Шантильи – еще один вид кружев, изобретённый Екатериной де-Роган в 18 в.

Схемы и узоры для кружев выполняли художники - орнаменталисты. Это настоящее искусство!!! Их имена известны и по сей день, это: Франсуа Бонеме де Фалезом, Жан Берен, Луи Булонь, Франсуа Буше.

Король Англии Эдуардом III в 1363 г, защищая интересы внутреннего рынка страны, запретил ввоз в страну иноземных кружевных вуалей.


С конца 15 в. в моду входят огромные воротники фрез, словно волной окружавшие шеи модниц и модников. Края их украшались зубчиками.

"Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже.человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам."

Венецианские орнаменты и узоры кружев соединялись в тончайшие нитки-связки. Такой тип кружев получил название гипюр.
Для коронации Ричарда III в 1493 году роскошные полотна кружев и гипюра были доставлены по заказу в Англию.


"Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”."


Первая половина 18в. ознаменовалась переходом к тюлевому кружеву, в коем орнамент переплетается тончайшей сетью c тюлем, образуя мелкие ячейки одинаковой формы.


"Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское."


Брюссельские коклюшечные кружева славилось тем, что фон и орнамент плелись одновременно. Пока техника не была полностью освоена - плелись такие кружева очень долго.
Но в серединв 18 в. технологию значительно упростили.


Славилось и флорентийское кружево малин. Характеризующий его орнамент типа рокайль, образовывался благодаря плотному переплетению нитей, и густым узорным сеткам общего фона. Главной отличительной чертой такой ткани являлся блестящий рельефный контур. Когда город, в котором изготавливали это кружево отошёл Франции, малин видоизменился на французский лад, но не потерял от этого своей уникальности.

Русское кружево

В России самые ранние кружева были металлическими. Их изготавливали из золотых и серебряных ниток. Для этой работы тщательно отбирались девушки из крепостных и ценились мастерицы на вес золота. Многие девушки мечтали стать кружевницами, да не многие знали как тяжело это ремесло.

Сбывшаяся мечта иной раз становилась трагедией: многие мастерицы в раннем возрасте теряли зрение из-за постоянного напряжения глаз во время работы. У всех без исключения девушек болели спины и руки. Но то, что они создавали своими руками - было восхитительно!

Помимо национального плетения, владели русские кружевницы мастерством венецианок и француженок.

Название ремесла произошло, предположительно, от слова "окружать": в России испокон веков отделывали кайму на подоле, края рукавов шитыми орнаментами.
Отличить кружева, выполненные русскими девушками от настоящих флорентийских или французских было практически невозможно.
В начале 19 века начали появляться кружевные промыслы в разных городах России.-Славились своим мастерством кружевницы из Рязани, Вятки, Вологды, Тулы.


Интересен тот факт, что в каждой области были свои техники, приемы, секреты, по коим и можно было узнать их происхождение.
Отмена крепостничества на Руси привела к резкому сокращению плетения кружев. Когда мастерство начало вновь возрождаться - отличительные черты кружева разных областей настолько переплелись, что стали практически неразличимы.

В 1883 году В Петербурге открыта была Мариинская практическая школа кружевниц. Там обучались самые способные девушки из различных губерний. Русское кружево пользовалось колоссальным успехом не только на территории России, но и во всём мире.

В тридцатых годах 19-го века произошло важное событие в мире моды. Был впервые соткан машинный тюль.

Это значительно упростило и удешевило изготовление кружев.


Машинное кружево изготавливали из хлопчатобумажных ниток, и по этой причине оно было лишено той эластичности, элегантности, пышности, упругости, невесомости и мягкости, за которые ценили кружева ручной работы.

Поэтому машина - машиной, а ручное кружево вё равно оставалось востребованным. Мода - явление уникальное, заставляющее многих скупых - становиться щедрыми, делающее из незаметных "серых мышек" - ярких элегантных красавиц… мода рождает и убивает, дарит и обделяет… поэтому сколько бы ни стоили кружева, изготовленными руками мастериц, они никогда не залёживались на прилавках модных салонов и магазинов.


При плетении бобинного кружева берётся множество нитей, каждую из них нужно наматать на отдельную коклюшку или бобину. Узор будущего орнамента предварительно рисуется на листе бумаги, после чего протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых будут задерживаться и скрепляться нити. Такие рисунки называют сколками.

"Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль, в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого кружева, требующего иногда до 600 коклюшек. Нити фиксируются в начале узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять или убирать. Для создания любой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити.

После того, как петли сделаны, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке.

Мотивы узора, которые можно подчеркнуть с помощью толстой нитки, обычно выполняются полотняным или ползаплетным плетением, но иногда используются и более сложные техники. После завершения плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки)."


Кружева… Веяния моды капризны и быстротечны. Но есть вещи, существующие вне времени и моды. Изящество, элегантность и красота кружева неоспоримы и вечны. Искусство рчного плетения кружев живо и по сей день, это одно из самых красивых и кропотливых занятий, какие только существуют в мире увлечений.

Фриволите - особенная техника кружевоплетения . Его еще называют узелковым , челночным или французским кружевом . Почему узелковым ? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков , завязанных различными способами . Почему челночное ? Потому что основный инструмент фриволите - специальный челнок . Почему французское ? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции .

Считается что фриволите - это самый простой способ изготовления кружева ручной работы , так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат . Что представляет собой эта техника изящного рукоделия ? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться ? Давайте подробнее узнаем обо всем этом .

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя . Настолько древняя , что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия . Лишь в одном у них нет разногласий - фриволите появилось на Востоке , а уже затем попало в Европу . На Востоке такое кружево называли «макук » (челнок ), в Италии - «окко » (глазок ), в Англии - «тетинг » (плетеное кружево ), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен » тоже означал «плетение челноком », а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите » (легкомысленный ).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием . Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла , как, например , коклюшечное кружевоплетение , но была популярным и распространенным женским рукоделием . Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды , а затем сумочки , шляпки , зонтики , перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси . Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое ) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием , недостойным «освобожденной » женщины . И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе !), а потом и в остальных частях СССР .

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел , завязанный с помощью специального челнока . Готовые изделия , выполненные в технике фриволите - это целая система туго завязанных узелков . Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам , так и начинающим рукодельницам .

Для начала обучения понадобится всего два челночка , а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры . Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции . Изготавливают их из дерева , пластика , кости , металла и оргстекла . Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно , например , из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки .

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты :

· вязальные крючки , которым отдельные элементы соединяются между собой ;

· игла для того , чтобы распускать «бракованные » узелки ;

· ножницы для обрезания нити ;

· фурнитура в виде бусин , бисера , стразов , пайеток и застежек для украшений ;

· сами нити , из которых плетется кружево .

Для французского кружева подойдут разнообразные нити : хлопчатобумажные , льняные , шелковые , синтетические . Главные качества нити для такого кружева - это ее хорошая скрученность , прочность и высокая степень скольжения . Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити , а для украшений - синтетические . Так, например , когда плетут фриволите с бисером или бусинками , то берут капроновую нить .

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном , главном узле , который так и называется «узел фриволите » и состоит из двух симметричных частей . Этот узел может быть прямым и обратным . Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева : кольцо , дуга , пико . Причем кольцо может быть также полукольцом , комбинированным кольцом , кольцом в кольце . В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов : прямую сцепку и обратную сцепку .

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса . Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны , что просто диву даешься . Кроме ажурных салфеток , воротничков , шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию , а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах . Этим кружевом украшают скатерти и покрывала , эксклюзивное постельное белье , свадебные платья и дизайнерскую одежду . Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл , кожа и камень . На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс », где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме .

Похожие статьи