Кризис трех лет. Кризис трех лет – особенности, проявления, советы родителям

27.07.2019

Ваш чудесный малыш внезапно стал строптивым и упрямым, он может не слушаться и делать все прямо противоположно тому, что Вы сказали? Не спешите отчаиваться, этот период становления личности при переходе от раннего возраста к дошкольному, случается у каждого ребенка.

Возраст строптивости

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.

Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за полгода до трех лет, у кого-то может прийти и в возрасте четырех лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трех лет у ребенка становится достаточно большой проблемой.

Почему вообще наступает этот кризис? Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надежной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознает себя самостоятельной личностью , начинает проявлять собственную волю. Есть мнение: Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом периоде у ребенка начинает формироваться воля и независимость.

Однако ребенок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи, именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребенок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, все бремя кризиса направлено именно на самого самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребенку пережить этот период становления личности.

Более подробную информацию о кризисе трех лет Вы можете узнать в нашей статье "Кризис трех лет у детей - взгляд изнутри: что это, что ему предшествует и как он проходит "

Ну а сейчас мы расскажем:

Как можно помочь ребенку и себе в периоде кризиса 3 лет

Когда начинается возраст строптивости, самое важное для Вас - помнить, что, в первую очередь, от этого кризиса страдает Ваш малыш , а только потом уже Вы. Не забывайте, что ребенок не пытается выставить Вас плохой матерью или невнимательным отцом, он просто пытается определиться со своим местом в жизни. Чтож, придется попринимать настойку пустырника или валерианы, быть терпеливыми и снисходительными, а так же полезно обратить внимание на несколько рекомендаций, приведенных ниже. И тогда Вы и Ваш малыш как можно безболезненнее пройдете этот сложный период.

8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей

1. Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы , Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ . Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

2. Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все , показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

5. Пускай сам решает

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому , например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.
Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры , через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

7. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь . Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Чтобы в большей степени разъяснить вопрос позитивного "укрощения" истерик и капризов - возьмите на заметку нашу статью "Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?) "

Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, халите, поддерживайте . Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы . Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

В качестве заключения...

Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.

И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.

3 2 478 0

Вашему малышу уже почти три года. Вы так ждали этого момента – он сам ходит, играет, кушает, одевается, объясняет, что ему нужно. И вдруг добрый и послушный ребенок меняется.

Частые истерики, валяние на полу, драки и отказ на все требования – это и есть кризис трех лет.

Через него проходит каждый ребенок, но радует одно – это временно.

Детские психологи призывают мам и пап не переживать, ведь такое изменение в поведении чада является очень важным этапом взросления.

  • Кризис трех лет бывает у 78% детей дошкольного возраста.
  • Во всех случаях это обусловлено переходом от раннего возраста к старшему, когда начинает формироваться личность ребенка.
  • В 85% случаев пережить трудный период удается без помощи специалиста.
  • В сложной ситуации наладить отношения с ребенком поможет только детский психолог.

Любой кризис является движущей силой к развитию. Если взрослея ребенок изменился, стал более строптивым, упрямым и несговорчивым - не отчаивайтесь.

Если вы разберетесь в причинах появления кризиса, то сможете малышу помочь преодолеть новый жизненный этап.

В статье вы узнаете какие симптомы и причины кризиса, что категорически нельзя делать в это время, и гарантированные методы преодоления трудного периода.

Причины появления детского кризиса

Причины Объяснение
Малыш неуверенный в себе Когда в семье не обращают внимание на мнение сына или дочки и контролируют каждый шаг, то они вырастают неуверенными и закомплексованными. Постоянное недовольство поведением малыша позже выльется либо в бурю эмоций, либо в закрытость.
Хочет отомстить Не придерживаясь своих же обещаний ребенку, вы рискуете получить отвратительное поведение малыша как раз в период становления личности. Он перестает слышать и слушать, ведь с ним поступают так же.

Например, пообещали пойти в цирк, но папа устал или ему просто лень. Первенец обидеться и захочет отомстить.

Родители не уделяют времени детям По мере роста малыша, родители думают, что внимания крохе не так много уже и нужно. Он сам может поиграть, попить, сходить на горшок и т.д. Это не так. Ребенок не чувствует столько материнской заботы и пытается таким образом привлечь ваше внимание. Если за съеденный суп мама скажет всего лишь “Молодец”, то на плохое поведение у родителей будет шквал эмоций.
Кризис – способ ребенка утвердиться Как раз таки возраст 2,5-3,5 лет – это становление собственного “Я”. Малыш чувствует себя взрослым и пытается это доказать родителям. Идет наперекор требованиям старших и, как будто, специально делает назло. Но на самом деле такое поведение малыша говорит лишь о том, что он пытается самоутвердиться, а не знает каким способом это делать.

Отличительные признаки этого периода

Ребенок, высказав свое “хочу”, стоит до последнего, даже если уже и не хочется.

Например, сын хочет очередную машинку, мама свой отказ объясняет тем, что у него есть уже 40 штук дома. Но ребенок не уступит, он упрямо будет требовать, потому что хочет, чтобы с ним считались.

Это самый яркий признак кризиса трехлетнего ребенка. В три года психология детей построена так, что на все предложения взрослого они отвечают “Нет!”, даже если этого сильно хотят.

К примеру, мама просит одеваться малыша и выходить на улицу, но в ответ слышит: “Не хочу, не пойду”. Ребенок на улицу хочет, но отказывается потому, что это просьба родителя.

Если кратко, то это просто желание делать все наперекор взрослому.

  • Самостоятельность

Ребенок пробует делать все сам. И даже если к трехлетнему возрасту ваше чадо не умеет кушать, одеваться, обуваться самостоятельно, то в этот период будет испробовано все. В это время вы все чаще будете слышать: “Я сам”.

Дети пробуют делать сами даже то, что никогда не пробовали. Хоть некоторые вещи и не получатся, малыш упорно старается, потому что он уже взрослый.

Если не вышло так, как нужно, реакция будет бурная. Ведь родителей о помощи просить не хочется, а у самого не получается.

  • Обесценивание

Даже то, что было раньше так дорого чаду, может в миг обесценится.

Любимая машинка становится некрасивой, друзья плохими, а катание на качели скучным.

В этот период даже к близким людям дети грубят, обзываются и проявляют агрессию.

  • Протест

Ребенок протестует против всех правил поведения. Все, что навязывается родителями, воспринимается чадом в штыки.

Непослушание, поведение « я не слышал» или « я не видел» на улице, во время игр дома или в коллективе.

  • Деспотизм

Начинает командовать родителями. Даже пусть это будут абсурдные указания, но малыш хочет почувствовать власть.

В семье, где ребенок не один, проявляется ревность к сестричке или братику. Ваше чадо просто хочет быть центром внимания и самым главным героем. Испугались? Не стоит! Предупрежден, значит вооружен. Ниже вы прочитаете советы, которые помогут наладить отношения с трехлетним ребенком и не допустить грубых ошибок.

Сколько может длиться переходной этап

Как долго будет длиться период непослушания, предсказать невозможно. У кого-то месяц, у кого-то год. Есть детки, которые проживают детский кризис никак не поменяв тактику поведения.

На самом деле, сколько будет длиться кризисный возраст, зависит от поведения родителей.

Его нужно просто пережить. А прочитав наши рекомендации, вы поможете малышу преодолеть все сложности.

Как родителям вести себя с ребенком в кризисный период

  1. Не ограничивайте свободу малыша, воздержитесь от чрезмерной опеки.
  2. Четко следуйте своим правилам воспитания. К примеру, если нельзя есть чипсы, то, во-первых, не ешьте их сами, а во-вторых, ни при каких условиях не давайте “хоть одну штучку”. В каждой семье есть границы дозволенного, которые не стоит переходить и им следуют все члены семьи.
  3. Перестаньте командовать. Научитесь давать указания незаметно. Например: “Одевайся, мы едем к бабушке”, – замените на: “Ты оденешь синюю футболку или красную к бабушке?”. Проверьте, это работает.
  4. Отвлекайте малыша от негативных эмоций. Если видите что истерика неизбежна, вспомните интересную историю что с ним недавно приключилась. Слова: “А помнишь как круто ты вчера съехал с горки?”, – отвлекут малыша.
  5. Постарайтесь строить предложения так, чтобы ребенок не смог ответить “Нет”. Вместо “Идем гулять на улицу?”, можно спросить: “На какую площадку мы сегодня пойдем?”.
  6. Проявляйте терпение и спокойствие. Во время плача или крика постарайтесь не кричать в ответ. Если спокойно отреагировать на плохое поведение, то ребенок поймет, что таким образом манипулировать не сможет.
  7. Дайте вашему чаду самостоятельно решать элементарные вещи. Например, что одеть на улицу или какие яблоки купить.
  8. Не говорите, что у него ничего не получится. Если малыш сам решил одеваться, но пока что не соображает как это сделать, – не мешайте. Пусть попробует сделать все сам, а потом вы ему чуть-чуть поможете.
  9. Используйте ролевые игры в своих целях. С помощью игр можно учить деток правил поведения, и т.д.
  10. Просите помочь. Таким образом малыш показывает какой он взрослый. Например, попросите помочь во время уборки протереть пыль.
  11. Чаще и самостоятельность.
  12. Не сравнивайте с соседскими детьми. В таком возрасте ребенок еще не понимает почему вдруг Маша лучше чем он.
  13. Следите за своим поведением. Ребенок трех лет любит повторять взрослые слова и поступки.
  14. Уважайте личность малыша. Комаровский советует уважительно относиться к ребенку, тогда и он к вам будет со временем относиться соответствующе.
  15. Проводите с ним много времени. Хоть кажется, что в три года мама не особо нужна, но в период становления “Я” без поддержки родителей не обойтись.
  16. Проявляйте любовь. Чаще обнимайте, целуйте и говорите что любите. Детям важно слышать и чувствовать поддержку.

Чего нельзя делать

  • Крики, скандалы и злость - табу в общении с ребенком. Это только спровоцирует замкнутость и обиду малыша, при этом осознания почему последовало наказание и гнев не будет.
  • Не прибегайте к шлепанью или ругани чада за плохое поведение, высказывание грубых фраз или неприличных слов. Достаточно спокойным голосом объяснить, почему этим может обидеть, какие слова и фразы не стоит произносить.
  • Не повышайте голос. В детском возрасте крайне важно разговаривать с ребенком спокойно и уверенно.
  • , даже если ребенок совершил серьезный проступок.
  • Нельзя не уделять малышу внимания, ссылаясь на занятость. Фразы « не сейчас», «не мешай» и «уйди» только спровоцируют замкнутость и обиду.
  • Не запугивайте ребенка в попытках научить не трогать уличных животных, не выходить на дорогу, или не убегать в магазине. Объясните причину своего беспокойства так, чтобы малыш не получил фобию.
  • Никогда не давайте понять, что кроме него в вашей жизни много проблем и дел. Общение, терпение и хорошие доверительные отношения - залог преодоления любого кризиса, даже у детей двух и трех лет.
  • Не запрещайте самостоятельно что-то делать;
  • Не нужно настаивать только на своем;
  • Не показывайте, что мнение малыша вам безразлично;
  • Не ломайте упрямство.

Нередко кризис трех лет застает родителей врасплох. Ребенок меняется на глазах, пытается делать все по-своему, не выполняет простые просьбы, по малейшему поводу готов закатить истерику, все чаще можно услышать от ребенка: «Я сам!».

Для родителя, который уже привык «играть по определенным правилам», наработал определенную модель поведения и уже имеет свой собственный арсенал маленьких хитростей, чтоб успешно справляться с малышом, может быть сложно понять, как вести себя с изменившимся ребенком.

Причины изменений в поведении

Психология может дать ответ на вопрос, почему происходит кризис. Обычно он дает о себе знать в 2,5-3 года, хотя возможно и более раннее или позднее проявление. Основная причина - становление личности ребенка. Именно к этому возрасту у детей приходит осознание того, что они отдельные существа. Они хотят чувствовать независимость, но при этом еще не могут обойтись без взрослых. Им необходимо признание их самостоятельности и в то же время поддержка и любовь. Организм ребенка в три года достаточно развит, чтобы он многое мог делать сам. Например, исследовать мир вокруг. Попытки старших помочь или запретить вызывают протест.

Кроме того, родителям стоит проанализировать свое поведение. Возможно, они не придали значения тому факту, что кроха подрос, значит, необходимо менять обращение с ним. Нельзя общаться с ребенком 3 лет так же, как с годовалым.

Симптомы и основные проявления

Детский кризис может проходить с разной интенсивностью. У одних детей проявления почти незаметны, другие доставляют немало неприятных минут родителям. Зависит это от темперамента самого карапуза и от отношений в семье.

Но основные симптомы схожи. Психология выделяет следующие признаки.

  • Негативизм . Ребенок отказывается выполнять любые просьбы и постоянно пытается сделать всё наоборот. Это может проявляться не только в действиях, но и в суждениях, например, ребенок может утверждать, что горячее — это холодное, красное — это черное и так далее. Таким образом ребенок выражает свое мнение, которое не стоит так уж рьяно оспаривать, чтобы избежать конфликта.
  • Упрямство . Малыш 3 лет, отказавшись сделать что-либо, продолжает вести себя так же, несмотря ни на что. Даже если изменились условия на благоприятные, он рад бы уже согласиться, но не может это сделать.
  • Строптивость . Проявления недовольства не по отношению к конкретному человеку, как в случае негативизма, а ко всему знакомому образу жизни. У детей вызывает отторжение распорядок дня, семейные традиции, чистка зубов, даже любимые игрушки.
  • Своеволие . Ребенок в 3 года испытывает желание все делать сам. Даже то, что у него пока не получается или может быть опасным.
  • Протест-бунт . Проявления выглядят как постоянные ссоры с семьей, возражения родителям. Малыш начинает вести себя вызывающе, словно протестует против чего-то.
  • Обесценивание . Все, что раньше имело значение для ребенка, может потерять ценность. Любимые игрушки и занятия, домашний уклад перестают иметь значение. Кроме того, у детей этого возраста нередко появляются в употреблении ругательства.
  • Деспотизм и ревность . Если ребенок в семье один, то стремится получить власть над окружающими взрослыми. Когда есть другие дети, то они вызывают ревность, так как с ними приходится делить эту власть.

Родителям может быть непросто пережить возрастной кризис, проявления которого они заметили. Но стоит помнить, что для детей этот период проходит еще сложнее. Поэтому им нужна поддержка и помощь. Психология не только объясняет причины происходящего в три года, но и дает рекомендации о том, как это преодолеть.

В этой ситуации не требуйте от ребенка быть взрослым

Психология напоминает, как важно, чтобы взрослые сохраняли спокойствие. Это не так просто, ведь детский гнев, капризы, истерики и другие проявления легко выводят из равновесия. Наверняка моменты непослушания наблюдались у детей и до возраста трех лет, только реже и проходили они с меньшим размахом. Но вести себя нужно, как и раньше в подобных ситуациях, терпеливо искать подход к малышу. Вы в этой ситуации взрослый, а не ребенок, только вы обладаете жизненным опытом и знаниями, чтобы пройти этот непростой период с наименьшими потерями.

Ребенок исследует мир таким образом, проверяет границы нормы, учиться взаимодействию с вами, пробует работать с новыми для себя эмоциями. Он это все делает не со зла, так он развивается и формируется.

Что делать, если случилась истерика?

Главное — это не ругать ребенка. Если вы поставите себя на его место и попробуете посмотреть на ситуацию его глазами, то может оказаться, что ваша ругань или наказание не выглядят адекватно. В самом плохом развитии событий ребенок может подумать, что его не любят, не принимают, что с ним что-то не в порядке, что он какой-то неправильный, может начать формироваться комплекс вины и будут заложены первые проблемы в формировании самооценки малыша.

Кто-то быстрее успокоится, если очень деликатно игнорировать происходящее, как-будто все, что происходит — это нормально и естественно. Ребенок высвободит свои эмоции и успокоится. Уходить и оставлять ребенка в такие моменты одного не стоит, он должен чувствовать, что родители рядом.

Другому карапузу поможет остановить рыдания, если его обнять и пожалеть. Но этим способом нельзя злоупотреблять, так как кроха может привыкнуть, что за капризы он получает ласку. И в дальнейшем будет пользоваться такой возможностью.

Давайте выбор из нескольких вариантов

Хороший вариант - прекратить начинающуюся истерику, переключив внимание на что-то другое, но в этом возрасте такой фокус может уже не пройти. Лучшим вариантом будет выполнить просьбу ребенка, дав его на выбор несколько вариантов развития событий, которые изначально устраивают вас. Дать ребенку сделать выбор и проявить самостоятельность.

Как справиться с упрямством и протестами?

Наверняка родители хотят вырастить уверенного в себе человека с нормальной самооценкой. Но вряд ли это получится, если постоянно ребенку все запрещать, все делать за него, ограничивать его, даже из лучших побуждений. В три года у детей начинает проявляться самостоятельность. Малыш имеет право совершать собственные ошибки, так же как и личные достижения. Ни в коем случае его нельзя высмеивать!

Границы, конечно, должны быть, но только разумные: не играть на дороге, не пропускать сон, не гулять зимой без шапки. В других вещах стоит предоставить свободу ребенку, который хоть пока и маленький, но все же уже не младенец.

  • Дом нужно сделать как можно более безопасным, чтобы реже приходилось ограничивать малыша. Хотя подумать об этом следует задолго до трех лет.
  • Давать возможность карапузу выполнять самостоятельно все, с чем он может справиться. Даже если у него это будет получаться медленно и откровенно плохо.
  • Помогать крохе делать то, что у него пока не выходит. Вместе с ним, а не вместо него.

Ребенок в этом возрасте все еще может относительно легко переключаться с одного на другое. Этим стоит пользоваться, если малыш непременно хочет заняться делом не для его возраста. Например, малыш хочет поработать дрелью. Чтобы избежать истерик, можно попросить его подавать папе другие предметы или предложить игрушечный инструмент. То есть вовлечь в игру. При этом желательно вести разговор о том, что еще немного - и кроха обязательно сможет это сделать сам. Если такой подход не сработал, то можно предложить на выбор несколько вариантов немного в другом контексте: «Что ты будешь делать? Подавать гвозди, играть с коробкой или раскладывать шайбы?».

Если ребенок не хочет выполнять просьбу, стоит попробовать сформулировать ее другими словами, предложить компромисс, несколько вариантов на выбор или оставить на некоторое время малыша в покое.

Как уже говорилось, главная рекомендация специалистов заключается в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора. Для малыша важно иметь возможность принимать решения. Например, не говорить «Мы идем гулять», а спрашивать «Куда мы идем гулять, в парк или на площадку?». Если на улице малыш хочет идти другой дорогой и время позволяет изменить маршрут, то стоит это делать. Тогда у крохи появится уверенность в своих силах, ведь ему удалось отстоять свое мнение.

Иногда родители прибегают к приему «сделай наоборот». То есть просят ребенка не идти гулять или не ложиться спать. В знак протеста он бросается делать противоположное. Но злоупотреблять подобным методом не стоит. Все же это обман маленького человечка. Кроме того, кризис ведет к развитию личности, а такое поведение взрослых не принесет никакой пользы.

Бывает, что кризис трех лет проходит практически незаметно. Беспокоиться и искать симптомы не стоит, но если кризис проявляется во всех красе, то помните, что перед вами ребенок, который формируется, меняется, взрослеет. Будьте аккуратны, чтобы не нанести детских травм или потом не сожалеть о том, что накричали или наказали ребенка.

В возрасте от 1,5 до 2,5 лет ребенок преодолевает колоссальное «расстояние» в развитии. К 2,5-3 годам он развивается в личность - единственную и уникальную и эта трехлетняя личность недвусмысленно начинает заявлять о себе. И тут-то исторические события начинают сменяться одно за другим.
Однажды мы обнаруживаем гвоздь, аккуратно забитый в любимый шкаф из красного дерева, на следующий день в кошачьей миске оказывается кусок красной рыбы, купленный к праздничному столу. Потом ребенку может прийти в голову потихоньку помыть с мылом папин мобильный телефон или нарисовать для красоты в его паспорте елочку. Наказанный в первый, во второй, третий и в очередной раз, уже через полчаса малыш может быть пойман с поличным при попытке полить из лейки цветы на обоях или постирать кота в стиральной машине. Тут уже у родителей закрадывается мысль, уж не издевается ли он?
Любое затишье в детской начинает казаться взрослым подозрительным, в общем складывается ощущение, что вы попали на линию фронта, а ваш «вождь краснокожих» вышел на тропу войны.
К 2,5 годам речь у ребенка развита уже достаточно хорошо. Даже те дети, которые пока активно не изъясняются, все равно вполне членораздельно к месту и не к месту начинают твердить: «Я сам!»
Особенно активно эти самые порывы самостоятельности проявляются тогда, когда мы куда-нибудь опаздываем и совершенно не можем ждать, пока малыш удовлетворит свою, как нам кажется, прихоть.
Вообще чадо постоянно находится в оппозиции. Оно все делает наоборот, будто специально провоцируя на конфликт. Его невозможно без скандала ни накормить, ни уложить спать, ни собрать на прогулку. Все чаще случаются концерты в магазине или на улице.
Это маленькое, но очень сообразительное существо понимает, что нам проще уступить, чем опозориться. Уровень эмоционального и интеллектуального развития его личности позволяет уже даже шантажировать родителей!
Особенно ярко это проявляется при адаптации к детскому саду. Родители места себе не находят после истерики, которую кроха закатил в раздевалке. У них на работе все валится из рук, потому что они уверены, что их малышу в саду очень плохо, не зря же он рыдал! Но маме и в голову не приходит, она отказывается верить, что когда она с трясущимися руками выходила на улицу, сын или дочь вытирает слезы и (тут же!) спрашивает, что в саду на завтрак!
Что происходит? Мы воспитываем малыша, как всегда: в меру строги, в меру демократичны. Почему же ребенок вдруг перестает считаться с нами? Отчего непоколебимые авторитеты в одночасье рушатся? А все дело в том, что вы столкнулись с верхушкой психологического айсберга, в основе которого лежит пресловутый кризис 3 лет.
Верхушка айсберга
Кризис 3 лет - это диагноз. Как врачи выносят его на основании характерных для болезни симптомов, так и психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
Негативизм. Отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Ребенок вообще отказывается подчиняться требованиям взрослых. Но не следует путать негативизм с непослушанием.
Упрямство. Упрямство и настойчивость - разные качества. Первое состоит в том, что ребенок настаивает на своем решении. Личность выдвигает требование и хочет, чтобы с ней считались.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти его поведение напоминает кризис первого года, но там малыш стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности в собственных намерениях, замыслах.
Обесценивание взрослых. Многие родители описывают ужас семьи, когда мать впервые слышит от ребенка «дура». Эпитеты малыш подбирает в зависимости от особенностей внутрисемейного общения.
Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. «Все поведение приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал об этом педагог-психолог Выготский.
Стремление к деспотизму. Встречается чаще в семьях с единственным ребенком. Малыш проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему миру и изыскивает для этого множество способов.
Гордость за достижение. Кроха начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия. Оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах.
Группа симптомов, связанная с воображением. Развитое воображение проявляется двояко. С одной стороны, его развитие ложится в основу предметной деятельности ребенка, у него появляется способность предвидеть результат. Кроме того, в этот период малыш начинает самостоятельно играть, в том числе сочиняет истории, реально с ним не происходящие, или общается с воображаемым партнером.
С другой стороны - воображение может выступать как защитная функция. Так чадо вдруг начинает хвастать несуществующими достижениями, а хронически неуспешный ребенок станет выдумывать успех, сочинять все новые и новые достижения. Второе рождение
В предметной деятельности развиваются все психические процессы. Действия с предметами совершенствуются от элементарных манипуляций до освоения специфических функций: есть ложкой, подметать веником. Постепенно малыш понимает, что не предмет руководит его интересом, как это казалось раньше, а наоборот, он подчиняет его своим интересам. Ребенок учится планировать свои действия с предметом и предвидеть результат. В то же время он начинает замечать связь между успешным или неуспешным действием и реакцией на это взрослого. Через оценку родителей, родственников, окружающих у крохи формируются самосознание и самооценка. Возникает феномен «Я». Теперь малыш больше не говорит, например, «Вася - хороший», он говорит: «Я - хороший». Ребенок осознает себя личностью. И поэтому кризис трех лет в детской психологии часто называют вторым рождением.
Речь маленького человека в этот период тоже активно развивается. На подсознательном уровне ребенок чувствует, что уважающая себя личность должна заявлять о себе, что называется, в голос. Это-то он и делает в меру своих возможностей.
В большинстве своем малыш не осознает, чего именно он хочет, где ему реализовывать свои несовершенные умения, чтобы получить одобрение и признание, он начинает нервничать, переживать. Внешне это похоже на протест. Ведь для нас, взрослых, ребенок по-прежнему маленький, а для него самого он уже большой. И вопиюще несправедливое обращение с ним, как с малышом, заставляет его сопротивляться и бунтовать! Что делать?
Вечный вопрос. Следует поменять свое отношение к ребенку. Придется признать, что он уже большой, научиться считаться с ним, наконец дать ему возможность реализовать свои притязания на самостоятельность.
Сложно? Безусловно, и хорошим помощником в выстраивании новых взаимоотношений станет вам новое достижение - сюжетно-ролевая игра! В ней ребенок может быть кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, пилить, строить, лечить, резать, шить, командовать, воспитывать, водить машину...
В этот период имеет смысл перепланировать детскую, пересмотреть ее дизайн. В ней должны появиться игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин... Они должны не просто взять и появиться, а быть «обыграны» взрослыми вместе с ребенком. Малыш должен увидеть, что его игра для нас, взрослых, - дело серьезное. В таких играх ребенок будет учиться общаться и будет реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни.
Социум - необходимое условие развития новой родившейся личности. В нем под грамотным руководством взрослого будет развиваться сюжетная игра, как основной вид деятельности дошкольника, а в ней — адекватная самооценка, способность маленького человека самостоятельно строить взаимоотношения.
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет - естественная фаза перестройки всей психической жизни ребенка. Малыш стремится к самореализации, становится особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется чувство собственного достоинства.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, неумелому существу, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу и регламентируют активность, если невнимательны к интересам, то течение кризиса обостряется. Ребенок становится трудным и несговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у маленького человека возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи!

Время чтения: 10 минут

Яркий кризис детства наступает по достижении ребенка трех лет. Родителей застает врасплох тот факт, что еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными. «Кризис трех лет» – так называют психологи подобное поведение малютки. Чтобы понять, что происходит с малышом в возрасте трех лет, нужно сначала осмыслить симптомы.

Симптомы кризиса трехлетнего возраста

Кризис трехлетнего возраста может длиться несколько месяцев и больше, протекать у разных детей с разной интенсивностью. В этот период у крохи меняются взаимоотношения с окружающими, и появляются новые социальные навыки. В три года начинает формироваться психика человека, поэтому при общении с отпрыском обязательно нужно учитывать его возрастные особенности.

Психологи обращают внимание родителей на семь симптомов кризиса:

  • Негативизм.
  • Упрямство.
  • Деспотизм.
  • Обесценивание.
  • Строптивость.
  • Бунт.
  • Самостоятельность.

Разберем симптомы кризиса отдельно, стараясь систематизировать их проявления и дать точную картину происходящего.

  • Если говорить о детском негативизме, то нужно сначала научиться отличать негативные реакции от простого непослушания.

Если малыш просто не делает того, чего не хочет делать, то это нельзя назвать негативизмом. Проявляется негативизм в нежелании делать что-то только потому, что это предложили взрослые. Это реакция на само предложение, а не на действие. Негативизм проявляется по отношению к одному человеку, а к остальным взрослым малютка трех лет будет относиться с послушанием.

  • Второй симптом трехлетнего кризиса – упрямство, которое тоже следует научиться отличать от настойчивости.

Если дитя настойчиво добивается исполнения своего желания, то упрямством это назвать нельзя. Мотивом для настоящего упрямства крохи может быть настойчивость, а объектом – что угодно, начиная от еды и заканчивая действием. Ребенок готов выполнять дейтвие не потому, что сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, зовут мальчика к столу, а маленький член семьи отказывается, хотя на самом деле хочет есть. Взрослые приводят доводы и убеждают, но упрямец все равно не подходит, так как ранее уже отказался.

  • Деспотизм – это желание малютки подчинить своей воле взрослых людей.

Этот симптом проявляется в семье, где у родителей единственный маленький ребенок, а все взрослые балуют его, все позволяют. Например, маленькая дочь требует, чтобы мать не выходила из комнаты и сидела рядом. Или трехлетний сын будет кушать только то, что хочет, а полезные продукты есть отказывается. Этим дети стараются вернуть состояние младенчества, когда родители им предоставляли все по первому требованию. В семье с несколькими детьми деспотизм выражается как ревность.

  • Обесценивание событий и действий, важности вещей проявляется в кривлянии, обзывании, поломке игрушек: то есть, малыш показывает, что уже не нуждается в том, что раньше ему было дорого.

Трехлетняя малютка находится в постоянном конфликте с окружающими: такое поведение похоже на протест. Лексикон крошки с каждым днем расширяется, пополняясь нехорошими словами и терминами, означающими отрицание. Как правило, относятся они к вещам, которые совершенно не приносят неприятностей.

  • Строптивость тоже является одним из неприятных симптомов кризиса у маленького трехлетнего отпрыска.

Строптивость безлична. Если негативизм направлен конкретно против того или иного взрослого, то строптивость направлена на все действия, которые предлагаются малютке.

  • Бунт проявляется в желании привлечь больше внимания.

Трехлетний кроха старается показать родителям, что его желания имеют такой же вес, как и их собственные, поэтому идет на конфликт по любому поводу. Родители иногда думают, что малыш просто издевается над ними, постоянно командуя и требуя выполнения своих, даже самых нелепых, указаний.

  • Кризис трех лет ярко выражает стремление маленького отпрыска к самостоятельности.

Дитя проявляет любознательность, учится новому, старается понять непонятные вещи, что впоследствии благоприятно сказывается на формировании его личности. Однако негативные моменты симптома в том, что малютка хочет браться за взрослые дела, которые в три года совсем не получаются, а итог всему истерика.

Как проявляется и сколько длится кризис 3 лет

Почему возникает кризис в трехлетнем возрасте? Развитие маленького человека продолжается непрерывно, и из младенческого возраста кроха плавно переходит в подростковый период. Многие вещи он уже умеет выполнять самостоятельно, но еще не в состоянии полностью обходиться без родителей. Привыкнуть к этому нелегко, поэтому в три года кризис неизбежен. Малыш просто не знает, как иначе преодолеть те новые ощущения, которые преподносит жизнь. А вот как безболезненно выйти на новый уровень развития, отпрыску должны показать родители.

Период кризиса трех лет знаменуется активной внутренней работой, когда намечаются значительные сдвиги в психическом развитии малыша. Главным новообразованием в этот ранний период считается чувство ощущения собственного «Я». Маленький трехлетний человечек формирует отношение к себе, и если младенец еще год назад, видя собственное отражение, говорил: «Это Саша», то по достижении трех лет, подходя к зеркалу, он обязательно скажет: «Это я».

Кроха трех лет только начинает осознавать, что вырос уже из младенчества и начинает влиять на обстоятельства своей жизни и на людей, которые его окружают. Младший член семьи уже чувствует себя наравне с родителями, поэтому требует такого же отношения, как ко взрослому человеку. Истерики случались и до достижения младенцем трехлетнего кризиса, только были признаками физиологических проблем:

  • переутомления;
  • болезней;
  • недоедания или недосыпания.

Во время кризиса трех лет истерика – это манипуляция. Малыш на подсознательном уровне старается добиться от родителей желаемого, особенно дети любят зрителей. Недаром взрослыми замечено, что на улице, в супермаркете или на детской площадке ребенок впадает в истерику гораздо чаще, чем дома. Насколько мудро поведут себя родители, настолько легче у маленького отпрыска впоследствии пройдет подростковый кризис.

Сколько будет длиться кризис у малютки угадать невозможно. У одних детей кризисный возраст остается незамеченным, а другие задерживаются в нем на несколько лет. Взрослеющий человечек не раз будет сталкиваться с возрастными порогами, но кризис трех лет считается важной вехой на пути личностного роста. Мудрые родители просто пережидают кризис, ведь в первую очередь, тяжесть ложится на психику их чада.

Что делать и как его пережить

Взрослым следует подготовить к кризису трех лет своего отпрыска еще до того времени, как малыш отметит третий день рождения.

  • Реакция на капризы младшего члена семьи должна быть спокойной и взвешенной.

Нужно понимать, что ребенок во время кризиса проверяет нервы своих родителей на прочность. Кроха постоянно будет давить на слабые места, пока не найдет слабину.

  • Мамам и папам нужно помнить, что кризис трех лет – это не проявление негативной наследственности или вредности характера, это норма..

Становление личности будущего взрослого человека не стоит забивать запретами. Впадать в другую крайность тоже нежелательно, ведь вседозволенность выработает у маленького тирана черты характера, с которыми с годами легко влиться в социум не получится.

  • Не стоит делать за малыша те вещи, которые он стремится делать сам.

Все, что не опасно для жизни, пусть ребенок пробует своими руками, а если в процессе познания мира разобьется пара тарелок – не беда. Родительская мудрость заключается еще и в том, чтобы уже в три года предлагать маленькому человеку выбор. К примеру, предлагать крохе выходить на улицу в черной или синей куртке, зная, что ребенок может захотеть гулять вообще без неё.

  • Взрослым нужно перестать заставлять трехлетних отпрысков делать что-либо: желательно просто попросить – и кроха это сразу оценит.

У малыша трех лет еще медленный ритм жизни и тип психики, поэтому ему нужно давать больше времени на реакцию, и на то, чтобы любой процесс привести в действие. Мудрые уловки родителей помогут предотвратить истерики и сохранят нервы всем членам семьи: и маленьким, и большим. Лучше обратиться за консультацией и рекомендацией к детскому психологу в три года, чем допустить массу ошибок в воспитательном процессе. Родителям нужно признать: их малыш становится взрослым, поэтому следует уважать его самостоятельность.

Как справиться с капризами

Психологи считают: нет большей силы, чем внимание родителей. С помощью внимания решаются все проблемы, возникающие у крохи трех лет во время кризиса. Поведение детей направлено на тех людей, которые постоянно находятся рядом, поэтому капризы объясняются только привлечением к себе внимания. Не то, чтобы трехлетние дети осмысленно хотят свести с ума своих воспитателей, просто, по их мнению, если не привлекать внимание плохим поведением, то родственники могут и вовсе позабыть о существовании маленького человека.

Прежде чем бурно реагировать на непокорность, следует выяснить настоящую причину плохого поведения маленького ребенка. У детей трех лет уже заложена подсознательная потребность избегать унижения, которое чувствуется во время родительских приказов и нравоучений. Возможно, это и есть причина кризиса? Наказывать после каждой истерики – это выработать у ребенка трусость и бесхарактерность. У вас есть желание воспитать такого человека? Гораздо мудрее молча переждать бурю, а потом попытаться достучаться к отпрыску с помощью нехитрой логики.

Трехлетние дети уже зависят от того, как преподносится им любая информация и насколько логично выглядят доводы. Для профилактики истерик во время кризиса важно уметь договариваться еще на начальной стадии какого-нибудь действия. Например, еще до похода в магазин стоит договориться с крохой о невозможности покупки игрушки. Не требовать и критиковать, а обсудить и объяснить, почему этого действия не будет. Также нужно обязательно поинтересоваться, чем заменить желаемую игрушку и предложить взамен свои варианты развлечений.

Итак, чтобы легче справиться с капризами нужно:

  • сохранять спокойствие;
  • помнить, что истерика может быть причиной невнимания;
  • предложить ребенку выбрать стратегию решения проблемы;
  • сдерживать и не показывать раздражение;
  • выяснить причину капризов;
  • не взывать к разуму малыша в разгаре скандала.

Как реагировать родителям

Особенно тревожат родителей аффективные вспышки, которые случаются у трехлетних детей с большой интенсивностью. Во время кризиса не стоит уделять им слишком много внимания: верное решение – вообще проигнорировать истерику, и тогда, видя, что методы не действуют, маленький манипулятор будет искать более действенную тактику для вовлечения взрослых в свою игру. Но иногда не срабатывает и игнорирование.

Есть маленькие личности, которые способны находится в состоянии аффекта длительный период времени, а материнское сердце долго вытерпеть этого не в состоянии. Эффектным способом вывода своего чада из истерики будет жалость: обнять посадить на колени, погладить по голове — это действует всегда безотказно. Но маме следует знать, что этим способом её победитель будет воздействовать и в дальнейшем, требуя дополнительные порции внимания.

Кризисный возраст три года – это становление у маленького человека адекватной самооценки. Она закладывается методом проб и ошибок, а взрослые должны дать возможность эти ошибки совершить, чтобы в будущем избежать множества проблем. Совет родителям один: дайте максимально возможную свободу отпрыску. Начиная с трех лет самостоятельный маленький человек должен идти собственным путем. Воспитатели, ограничивающие независимость детей, нарушают их развитие, формируя обостренное чувство неуверенности.

Но это не значит, что нужно во время кризиса попустительствовать малышу во всем. Золотая середина в воспитании – это определение границ, на которые наложено вето. К примеру:

  • нельзя никогда играть на автомобильной дороге,
  • нельзя гулять в холодную погоду без шапки,
  • нельзя пропускать днем сонный час и т.д.

Родители просто обязаны давать своему карапузу трех лет право выбора как минимум в двух вариантах. Много ценных советов описано в авторской методике всемирно известных психологов Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Психология ребенка

Психология у детей трех лет в корне отличается от младенческой. Взрослые не знают, как реагировать на все изменения, которые происходят в поведении чада. Такая неподготовленность приводит к плачевным результатам: конфликтам в семье, в детском саду, а впоследствии и во взрослой жизни подрастающего человека.

Помимо развития самостоятельности, дети трех лет начинают бояться разных вещей, на которые еще вчера не обращали никакого внимания:

  • высоты;
  • большого пространства;
  • темноты;
  • новой обстановки;
  • новых людей.

Необъяснимый страх выражается в отказе спать одному, криком во сне или обильными слезами среди ночи. Мамам и папам важно не игнорировать этот период и убедить отпрыска, что тот находится под надежной защитой. Такой подход поможет построить мостик доверия маленькому человечку, что положительно скажется на последующих попытках взрослых в кризисной ситуации договориться с ним.

Ребенок трех лет остро реагирует на психологическую обстановку в семье – скандалы, ругань, повышенные тона. Реакция на подобную атмосферу может быть непредсказуема, поэтому для родителей очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи входит в кризисный возраст. Если дети трех лет будут видеть ссоры в семье, то это приведет к выраженному чувству собственной неполноценности, а впоследствии к применению такого же стиля поведения с противоположным полом уже во взрослой жизни.

Видео: кризис трех лет – доктор Комаровский

Детский врач Комаровский точно знает, как правильно вывести ребенка трех лет из кризисного возраста без особых эмоциональных потерь, а его советы смотрите в этом видео:

Похожие статьи