Коучинг-техники: пирамида логических уровней Дилтса. Магическая пирамида дилтса для решения проблем

08.08.2019

Занимаясь поиском единой системы обоснования поступков, пионер направления НЛП Роберт Дилтс разделил опыт, описывающий логику человеческих действий, на 6 отдельных уровней. Так появилась пирамида Дилтса - модель логических уровней, влияющих на убеждения и поступки людей.

Узнав, за что отвечает каждый из уровней, и как они связаны между собой, Вы поймете как правильно мотивировать персонал на продажи, пересмотрите правила постановки задачи сотрудникам и сэкономите на тренингах по мотивации персонала.

Как устроена логическая пирамида Роберта Дилтса, и как мотивировать персонал с ее помощью

  • Уровень 1. Окружение

    Вопрос уровня. “Где я? Кто и что меня окружает?”

    В основании пирамиды лежит среда обитания человека. К ней относятся географическое местоположение (страна, город, район), помещение где он живет и работает, физические объекты, которыми он владеет, окружающие его люди.

    В компании. Применительно к сотрудникам компании можно сказать, например, что они работают в удобном современном офисе в центре столицы, в команде, состоящей из молодых специалистов. Окружением можно промотивировать сотрудников, которые раньше работали в плохих условиях, жили в провинции, или, например, разочаровались в фрилансе.

  • Уровень 2. Поведение

    Вопрос уровня. ”Что я делаю? Чем занимаюсь?”

    Следующий фактор, формирующий предпочтения и мотивы человека - это действия, которые он привык совершать, то, как он ведет себя с другими людьми, и какое поведение считает приемлемым по отношению к себе.

    В компании. HR-менеджер занимается подбором персонала и старается нести положительные эмоции своими коллегами. Курьер компании водит автомобиль и принимает деньги от клиента. Чтобы мотивировать сотрудников на этом уровне, можно создать неофициальный этический кодекс, где будут прописаны правила поведения сотрудников в компании - взаимная вежливость, разрешение конфликтных ситуаций, совместное празднование дней рождений. Это создаст обстановку, в которой приятно работать.

  • Уровень 3. Способности

    Вопрос уровня. “Как я это делаю”?

    Этот уровень определяет опыт и навыки человека, а также его внутренний ресурс и умение им пользоваться.

    В компании. Менеджер по продажам рассчитывает на повышение, поскольку овладел базовыми скриптами продаж и совершил несколько выгодных сделок. Промотивировать его можно, пообещав должность топа, если он выучит английский язык и сможет продавать на зарубежном сегменте. Такого рода договоренность - один из самых выгодных способов мотивировать персонал на продажи, от него выигрывает как сотрудник, так и руководитель.

  • Уровень 4. Ценности и убеждения

    Вопрос уровня. “Почему одно важно для меня, а другое - нет?”

    У каждого человека есть некий свод внутренних правил, который определяет его поступки. Нечто, подсказывающее: так будет правильно, а так - не очень. Ценности и убеждения, как правило формируются семьей, авторитетными людьми, культурным окружением.

    В компании. Мотивировать работу персонала на этом уровне не так просто, как кажется. Одно дело, когда магазине, продающем спортивный инвентарь, работает человек, для которого важен здоровый образ жизни. Но обычно в компанию приходят разные люди, и уровень ценностей у них уже сформированы. Поэтому руководителю необходимо создать новую ценность, то есть объединить сотрудников с общими целями в дружную семью, создать корпоративную культуру. Радость от работы в дружном коллективе единомышленников - один из самых продуктивных видов мотивации.

  • Уровень 5. Идентичность

    Вопрос уровня. “Кто я, и что мною движет?”

    Все люди разные. Даже люди, воспитанные в одинаковом окружении, получившие одинаковое образование, имеющие похожую шкалу ценностей. То, что делает нас разными, называется идентичностью, или личностным своеобразием.

    В компании. Выявить идентичность сотрудника не так-то просто, потому что люди редко даже себе отдают отчет в своих личностных мотивах. Один дизайнер ходит на работу, потому что он “отец, кормящий семейство”, а его напарник считает себя “художником в жанре цифрового маркетинга”. Попытка вмешаться в чью-либо идентичность часто оборачивается конфликтом. Однако, навык определять “кем” является человек, помогает как мотивировать работу персонала, так и набирать в команду нужных людей еще на этапе собеседования. Мотивация на этом уровне заключается в том, чтобы правильно определить сотрудника на “его” место.

  • Уровень 6. Миссия

    Вопрос уровня. “Ради чего я живу? Какой конечный смысл моих действий? Что останется после меня?”

    Последний и самый абстрактный уровень пирамиды Дилтса описывает сверхличностные ориентиры человека. Это может быть отношение к жизни и смерти, духовные устремления и цели, не связанные материальными рамками.

    В компании. Рабочее взаимодействие на уровне миссии - большая редкость. При постоянных разговорах о миссии компании, мало кто из сотрудников (разве что собственник и высшее руководство) связывает цель своей жизни с высшей целью компании. Промотивировать на уровне миссии можно только сотрудника с высоким уровнем зрелости, например, когда человек выполняет свою работу для того, чтобы улучшить жизнь своих потомков.

3 главных принципа пирамиды Дилтса

Чтобы мотивировать своих сотрудников, руководителю не обязательно проводить масштабные тренинги по мотивации персонала. Чаще всего достаточно проанализировать действия сотрудника (или группы сотрудников) и провести для него (для них) небольшую коуч-сессию. Главное - помнить следующие принципы:

    Ни одна проблема не решается на том уровне, где она возникла.

    Как правило, чтобы исправить поведение сотрудника, необходимо внести коррективы на уровне или способностей, или на уровне окружения, то есть на верхнем или нижнем ярусах пирамиды.

    Любые изменения на верхнем уровне необратимо влияют на нижний, и наоборот.

    Когда у человека меняются ценности, он меняет свое окружение, поведение, и ищет новые способы достижения своих целей. Переезжая в другой город (окружение), человек постепенно перенимает ценности жителей этого города.

    Общаться с сотрудником следует на том уровне, на котором он общается с вами. Это называется подстройка по уровню.

4 SMART желает Вам достижение гармонии по всем уровням! Познавайте себя, изучайте других людей и развивайтесь!

"Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла" — А. Эйнштейн.

Пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определённого качества:

  • Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого? ) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
  • Поведение — уровень действия (Что делает? ) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящён информации об изменениях и движениях.
  • Способности — уровень источников и направления движения (Как? ) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.
  • Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему? ) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.
  • Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную "роль" я играю? ) — с какой личностной ролью (роль, которую вы преимущественно играете — шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребёнок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.
  • Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого ещё? Ради чего ещё? В чем смысл? ) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить самокоучинг для максимально мощной и быстрой реализации новых целей и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы попали в тупик, застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много — не пытайтесь решить всё сразу, "отсортируйте" по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать:

  1. Во-первых, конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и не откладывать на потом.
  2. Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?
    1. Написанное ложится на подсознание как программа к действию. "Что написано пером — не вырубишь топором".
    2. Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых, во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих, при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых, осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определённое эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция — это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению.
    3. За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).
  3. В-третьих, приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.
  4. В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мёртвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение — значит, решение надо искать на два уровня выше — Убеждения/ценности.

Трудности общения с определёнными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности — развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности — в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

  1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила). Дошли до уровня "Миссия" — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно). Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы — звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы — образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики — движением, жестом, запахом и т.п.). Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого ещё будет полезна реализация моей цели? Ради чего ещё я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?
  2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учётом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: "Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?" :

  • Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?
  • Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?
  • Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?
  • Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?
  • Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием помогу вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

ПИРАМИДА ДИЛТСА: РАЗЛОЖИМ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Если на работе сплошные проблемы, затянулась «черная полоса», в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит, срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по другому - пирамида Дилтса.

Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и в целом разобраться в себе, навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать и отдельно взятый человек, и целая компания, и общество. Модель состоит из шести уровней. Уровни этой системы (пирамиды) можно сравнить с полочками, на которых «разложен» наш внутренний мир.

Давайте остановимся на каждом уровне пирамиды Дилтса и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

НЕМНОГО ТЕОРИИ...

Каждая «полочка» обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем - окружением.

На двух нижних уровнях - окружения и поведения - и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, - здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?».

Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, - балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос - «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

...И ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий»:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с N.

Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные - тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, - плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, - асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на остальные наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом?

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая - это банальное получение удовольствия. Вторая - это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

О ЛОМКЕ И ДИССОНАНСАХ

Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, мы помним, что на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания - начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн

После того как вы определились с подходящим решением, «пройдитесь» с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть, найденное решение попадает в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое либо скорректируйте выбранное.

Таким образом, пирамида логических уровней - это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего «Я», помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

Сергей Дубовик , бизнес-тренер

Проблемы, проблемы… Они есть у всех. Не существует в мире такого человека, который бы мог похвастаться полным их отсутствием. Что характерно, практически все проблемы тянутся за нами годами, а то и десятилетиями. Почему мы не можем их решить?

Вовсе не от глупости или лени. А потому, что ищем очевидные ответы, лежащие на поверхности. Приходим к определенным выводам и пытаемся как-то работать с полученной информацией - но это как бороться с симптомами. Корни проблем лежат глубоко в личных установках, и пока мы не поймем их, ничего не изменится.

Забраться на более глубокие (или высокие - тут уж как сказать) уровни своей личности нам поможет Роберт Дилтс, американский специалист в области нейролингвистического программирования. Он разработал пирамиду логических уровней, которую так и называют - пирамида Дилтса.

В ней описаны все аспекты нашего существования, начиная с самых простых и приземленных, и оканчивая тонкими духовными материями. Примечательно, что обычно мы ищем решение проблемы на том же уровне, на котором она образовалась, но Роберт уверяет, что ответы лежат на два уровня выше.

Итак, как же выглядит пирамида Дилтса? Она состоит из шести уровней:

  1. Внизу, в основании пирамиды лежит то, что мы имеем - собственность, деньги, работа, отношения, семья, друзья. Он самый большой и важный для нас. Этот уровень отвечает на вопрос «Что у меня есть?»
  2. Второй уровень вмещает в себя поведенческий аспект, все наши действия, совершаемые в жизни и приводящие к наличию того, что у нас имеется в первом пункте. Он отвечает на вопрос «Что я делаю?»
  3. На этом уровне актуален вопрос «Как я это делаю?» Здесь обитают наши умения, навыки, способности, таланты. Все, что касается жизненного инструментария, который мы используем для того, чтобы производить определенные действия для получения благ, отмеченных в первом пункте. Вспоминается стишок «Дом, который построил Джек», правда? Чтобы не продолжать громоздить громадину, просто скажу, что каждый последующий уровень напрямую влияет на предыдущий и опосредованно - на все остальные.
  4. Этажом выше расположилась мотивация, принципы, установки, критерии выбора и принятия решений. Здесь главенствует вопрос «Почему я это делаю?»
  5. «Кто я?» - ответы на этот глобальный вопрос нужно искать на пятом, предпоследнем уровне. Он касается наших жизненных ролей, представлений, воспитания, мировоззрения и самовосприятия. Я – мужчина, женщина, бизнесмен, учитель, путешественник, музыкант, красавица, сильный человек, оптимист, неудачник… Мы впитываем в себя эти роли и стараемся им соответствовать.
  6. Самый главный вопрос, ответ на который люди ищут всю жизнь и многие – не находят: «В чем смысл?» Если развернуть совсем уж глобально, то «В чем смысл жизни?»
    Ради чего мы мыслим и действуем на всех предыдущих уровнях? Ради чего мы существуем? Какова наша миссия?

Как видите, каждый уровень является более глубоким погружением в нашу личность и одновременно более высокой ступенькой в духовном плане. Наша жизнь протекает в двух низших ярусах. Два средних этажа управляют нашим земным бытием, их можно назвать ментально-материальной базой для осуществления всех деяний. Два верхних уровня определяют наполнение всех остальных.

Как говорилось, решение проблемы обычно лежит немного выше ее очевидного расположения. Но для того, чтобы понять всю ее симптоматику и найти очаг «болезни», мы должны расписать ответы на вопросы всех шести уровней.

Возьмем для примера раздражительность и гневливость. Проблема состоит в том, что человек быстро выходит из себя, грубит, категоричен в суждениях, придает чужим огрехам слишком много значения. И человек хочет поработать над своей нетерпимостью и гневом. Что для этого нужно, какие необходимы действия, где кроется закавыка?

  1. На уровне жизненной «собственности» от гнева человека страдают люди - друзья, семья, коллеги.
  2. Что нужно делать, чтобы перестать раздражаться и гневаться? В данном случае главное действие – это бездействие. Не срываться, не кричать, не раздражаться.
  3. Какое качество нужно развивать в себе, чтобы научиться не совершать эти действия? Спокойствие, снисходительность, доброжелательность, терпимость, сдержанность. Что ж, на третьем уровне мы находим ответ на проблему - у человека этих качеств нет, они не развиты, поэтому он не умеет сдерживаться.
  4. Почему он это делает? Грубить и злиться на других будет человек, неудовлетворенный своей жизнью, у которого имеются задавленные проблемы, нереализованные желания. Нелюбимая работа или жена, зарытый в землю талант. Несоответствие между тем, кем представляет себя человек, и тем, кем он есть. И чем больше этот диссонанс, тем яростнее неудовлетворенность, тем меньше спокойствия в жизни и терпимости к другим.
  5. Каков человек, который благожелательно относится к другим и не срывает на них злость? Вы сразу скажете – это целостная реализованная личность, которая знает, чего хочет, уверенно идет к своим целям, воплощает свои мечты. Тот, кому просто некогда обращать внимание на ошибки других, потому что он занят увлекательным делом.
  6. В чем смысл того, чтобы избавиться от гнева и быть доброжелательным к окружающим? Скорее всего, наш дядя Злюка просто хочет быть счастливым, любимым, чтобы его приходу радовались, а не кривились и разбегались во все стороны.

А теперь на мгновение задерживаемся на вершине и начинаем катиться назад. Для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих людей приятнее и счастливее, нужно искоренить или уменьшить диссонанс между представлениями о своей жизни и реальностью. Найти работу по сердцу, вылечить хроническую болезнь, из-за которой постоянно что-то ноет, откопать и возродить свой талант. Короче говоря, убрать глобальные раздражители. Довольному и реализованному «Я» ни к чему злиться на других, он сумеет развить в себе терпеливость, перестанет кричать на близких и всем станет лучше.

Сразу хочу сказать, что это лишь пример – другой человек может найти совсем иные причины раздражительности и гневливости, да и вообще, у каждого своя пирамида Дилтса. Главное, что принцип усвоен - найти уровень, на котором кроется проблема, подняться на два этажа выше и искать там ее причину.

Эта схема очень простая, но именно в простоте кроются самые фундаментальные истины. С нею можно работать на всех жизненных уровнях, начиная с бытовых мелочей и заканчивая поиском своего предназначения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». А. Эйнштейн

Пирамида - это геометрическая фигура. Что же в ней такого привлекательного? Почему пирамиды представляют такой интерес для историков, физиков, философов? Вот и меня всегда интриговали пирамиды. Больше всего меня привлекала гармония пирамиды, ведь она настолько просчитана что сама порождает гармоничную и созидательную энергию. Чем больше я узнавала о пирамидах, тем больше вопросов возникало у меня в голове. А ведь если есть вопросы-это хорошее начало для получения ответов. Я интуитивно понимала, что вопросы в моей голове выстраиваются по своеобразным уровням, как ступени в пирамиде и возникало ощущение, что само наше сознание построено многоуровнево. Пирамиды таили в себе множество ответов, только надо было их осознать.
Есть внутренний запрос- всегда придёт ответ. Так случилось, что, обучаясь кончину я узнала о пирамиде нейрологических уровней. Роберт Дилтс, специалист НЛП с помощью работ Грегори Бейтсона, Бертрана Рассела и Альфреда Вайтхеда разработал первоклассную, простую модель для того, чтобы наблюдать за нашей системой мышления. Теперь эту модель называют пирамидой логических уровней. Модель проста и при этом она дает глубокое представление о том, как люди действуют в мире. В строении личности предлагается различать нейрологические уровни устроенные по принципу пирамиды - различные ярусы (чаще, для простоты, их называют логические уровни). Пирамида строится на закономерностях того, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, эти уровни связаны между собою и человек существует одновременно на каждом из них.
Бинго! Я нашла то, что искала. Ведь, как и сама пирамида, модель помогает привести в гармонию и углубить понимание своего внутреннего мира, того, что вас окружает, своих целей, своего поведения, своих способностей, ценностей, того, кто вы есть. Гениально просто.


Чем может быть полезна пирамида нейрологических уровней?
Вот пожалуйста: у вас есть проблема, которую вы таскаете за собою и не знаете, как ее решить? Или есть непростая ситуация и она так же запутана как моток ниток, с которым проигрался котенок? Или есть цель, но не все ясно и поэтому вы не можете начать движение? Мы можем разложить проблему, ситуацию, цель по всем уровням пирамиды задавая вопросы и получая ответы т.е. информацию которую можем осознать и осмыслить на каждом уровне пирамиды. Путешествие по логическим уровням имеет потрясающий эффект- результаты в виде раскрытой о осознанной информации на одном уровне организуют и управляют информацией на низшем уровне. В итоге вы быстро обнаруживаете как изменения чего-либо на более высоких уровнях автоматически изменяют информацию на более низких уровнях. Что это значит с практической точки зрения? Что решение проблемы лежит не на том уровне, на котором она возникла и озвучивается, а на уровнях (обычно 1-2) выше. Зная этот принцип, мы можем целенаправленно искать решения на соответствующем уровне.
Для примера. Мы жалуемся, что у нас проблемы с деньгами, мы хотели бы иметь больше денег, но никак не получается. Итак, проблема заявлена на уровне Окружения т.е. тех результатов, которые мы имеем и которые нас не устраивают. Поисследовав уровень Действий, мы можем увидеть, что мы сейчас делаем, какие конкретные действия, чтобы зарабатывать деньги. И пройдя по уровню Способностей можем увидеть, как мы это делаем, какие используем навыки и способности, стратегии и модели. И вот, поднявшись на уровень Убеждений мы понимаем, что убеждены и верим в то что деньги даются упорным тяжелым трудом, что легкие и большие деньги есть только у непорядочных людей, что если нам что-то дается легко и еще приносит удовольствие, то за это деньги не берут или если берут, то не много. Вот оно-узкое горлышко, которое не пускает нас, препятствует получению результатов на нижних уровнях (нет такого финансового дохода, который мы хотим и заявляем) и не дает произойти там изменениям. Это именно тот уровень, на котором нам надо приложить решающие усилия, произвести изменения- трансформировать ограничивающие убеждения и найти новые, развивающие.
А давай те ка посмотрим на наше отношение к зарабатыванию денег под другим ракурсом. Например, если нам работа дается легко и приносит удовольствие значит мы уже вложились ранее, потратили свои силы на то, чтобы узнать, что нам нравиться, понять себя и найти свои таланты, натренировать наши навыки, вложиться в наше обучение и развитие, найти успешные стратегии и модели, которые делают нас более эффективными и продуктивными в данном деле. Кроме того, делая что-то легко и с удовольствием мы все равно вкладываем свою энергию и даем другим людям большую ценность и результаты, которые им нужны и важны. Поэтому мы можем начать верить в то, что мы ценны, что получать хороший финансовый доход не обязательно каторжным трудом, что любая наша работа даже та которая дается нам легко стоит достойно и должна оцениваться достойно. И тогда мы можем верить в то, что если мы делаем то, что нам нравится и приносит удовольствие мы наполняемся, у нас есть энергия, которая двигает нас вперед, а значит у нас есть силы быть продуктивнее и эффективнее, делать больше, но легче и быстрее и получать больше финансового дохода при меньших затратах усилий.
Что нам даст изменения на уровне убеждений и нахождения новых верований? Изменения на уровнях ниже- уровне Способностей (новые стратегии и модели, например, как мы можем использовать наши таланты, наши навыки и способности что бы зарабатывать легко, делая то, что у нас хорошо получается и то что нам нравится, как мы можем теперь зарабатывать деньги больше и по-другому, так, как мы ранее не делали?). Действий (Какими тогда будут для этого наши действия? Что мы будем теперь делать? Что можно изменить и сделать по-другому? Какие конкретные шаги мы можем предпринять? И соответственно Окружения - где мы будем теперь это делать? Кто будет рядом с нами? Кто будет помогать и поддерживать? Что еще нас поддержит и усилит? Когда мы будет это делать? И какие результаты мы тогда получаем - в виде растущего финансового потока, наполненности и радости, энергии для движения вперед и еще большего расширения, и увеличения результатов и получение их регулярно.
Это конечно же упрощенный пример, но если вы понимаете принцип, то дальше дело техники. Вам надо просто взять проблему, ситуацию которую вы хотите изменить или вашу цель и пройтись по логическим уровням задавая соответствующие вопросы на каждом из них. Причем можно начать движение по пирамиде как сверху, так и снизу -главное пройти полный круг и вернутся на тот уровень с которого начали. Ниже я приведу технику и примеры вопросов по уровням.
Ценность пирамиды логических уровней: ценность исследования уровней пирамиды в том, что можно все разложить «по полочкам», прояснить и осознать. Но и главное - мы находим «место куда стукнуть» что бы двигатель заработал - т.е. тот уровень на котором находится решение.
И самый большой бонус- не только единаразовое решение своего вопроса. Используя пирамиду логических уровней Вы сможете научиться сами стратегии получения решения и проведения личностных изменений и помогать другим людям в этом.
И кстати, возможно вы сможете осознать намного больше того, с чего начинали, например, в каком направлении вам нужно двигаться в жизни дальше, что для вас становится очень важным, а что утратило свое значение, кто Вы и в чем Ваша уникальность и зачем Вы здесь?

ТЕХНИКА РАБОТЫ С НЕЙРОЛОГИЧЕСКИМИ УРОВНЯМИ: а давайте представим себе путешествие по пирамиде. Теперь вперед!
Вот для примера пирамида

Ниже примеры вопросов по уровням. Для примера тут приведены вопросы для исследования какой-либо цели (я предлагаю взять самые основные 6 уровней) и для этого начать подниматься с нижнего яруса пирамиды. Для большего эффекта можно обозначить на отдельных листах название каждого уровня и вопросы к нему и исследуя ваш вопрос двигаться по ним физически наступая на листочки или кладя руку.

1 уровень — окружение. Вопрос -Что? Кто? Где? Когда? С кем? — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.
Ответьте, когда вы планируете достичь цели, что вы получаете? Какие есть результаты? Где это будет? Кто будет рядом с Вами (близкие, друзья, сотрудники, партнеры, клиенты и т.п.). Что Вас будет окружать?
2 уровень — действие. Вопрос — что делать? Всё, что связано с деятельностью, поведением.
Какие действия Вы будете совершать что бы достигнуть цели? Какие шаги Вы станете делать? Что будете делать в том окружении, о котором говорили ранее?
3 уровень — способности. Вопрос — как? уровень источников и направления движения — уровень знаний и опыта, навыков и способностей, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий.

Какими навыками и способностями Вам необходимо обладать, чтобы достичь цели? Какие из них у Вас уже есть, а какие требуют развития? Как Вы будете это делать? Какие модели и стратегии использовать?

Ради чего Вы будете достигать этой цели? Зачем она Вам? Во что Вы верите и в чем убеждены, когда ставите себе такую цель?

Что важного и ценного Вы получите, достигнув этой цели? Как изменится ваша жизнь, когда Вы достигните цели? Что большего в ней появится?

Кем Вы будете, когда достигните своей цели? Кем Вы станете, когда в вашей жизни появится то ценное, что она в себе несет? Что Вы скажете себе в момент достижения цели?
Ответив на все эти вопросы, интегрируем полученные ответы и уже с новым пониманием и осознанием спускаемся вниз по тем же уровням. Теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже полученной и осознанной ранее информации.
6 уровень — идентификация. Вопрос — кто Я?
И когда Вы являетесь таким человеком что еще важного и ценного появляется в Вашей жизни? Как изменяется Ваша жизнь?
5 уровень- ценности. Вопрос — почему это важно?
Что большего появляется в Вашей жизни? Что становится важным? А что теряет свое значение? Какими новыми смыслами наполняется Ваша жизнь?

4 уровень — убеждения. Вопрос: зачем? Ради чего? Какие мои верования?
И тогда во что Вы верите? Ради чего Вы хотите достичь этой цели?
3 уровень — способности. Вопрос — как?
Какие навыки и способности Вы теперь проявляете? Какие стратегии и модели используете?
2 уровень — действие. Вопрос — что делать?
Какие теперь осуществляете действия? Что вы делаете? Какие шаги осуществляете теперь?
1 уровень — окружение. Вопрос —Что? Где? Когда? С кем?
И когда теперь Вы это делаете? С кем? Кто и что теперь Вас окружает? Кто и что вас поддерживает? И какие тогда результаты Вы получаете?

Похожие статьи