Экспресс диагностика познавательных процессов дошкольников. Методики диагностики познавательных процессов дошкольников. тест на тему. Знания предметов ближайшего окружения

29.01.2024

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Слайд 2

Слайд 3

Анализ результатов:

Найдены все недостающие детали на всех картинках – высокий уровень наблюдательности Замечены недостающие детали от0 до 2 картинок – низкий уровень Выделены недостающие детали от 3 до 6 картинок – средний уровень

Слайд 4

2. Методика «Найди и вычеркни» (детский вариант корректурной пробы методики Бурдона)

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

Слайд 5

Бланк для детей 3-4 лет

  • Слайд 6

    Бланк для детей 4-5 лет

  • Слайд 7

    Инструкция:

    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

    Слайд 8

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

    Слайд 9

    Обработка и оценка результатов

    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N– количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы; t – время работы; n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    Слайд 10

    По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:

    на основе анализа графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка

    Слайд 11

    При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

    показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла –очень высокий уровень показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла – высокий уровень показатель S находится в интервале от 0,50 до 1,00 балла- средний уровень показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла – низкий уровень показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла – очень низкий уровень

    Слайд 12

    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    все точки графика на рисунке 7 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 – очень высокий уровень. все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 – высокий уровень. все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3 – средний уровень. все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 – низкий уровень. все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 – очень низкий уровень.

    Слайд 13

    3. Методика «Проставь значки»

    Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

    Слайд 14

    Бланк к методике «Проставь значки»

  • Слайд 15

    Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: где S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

    Слайд 16

    Оценкарезультатов 10 баллов – показатель S больше чем 1,00. 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. 6-7 баллов – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. 4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий.

    Слайд 17

    Диагностика памяти1) Обследование памяти по временным характеристикам

  • Слайд 18

    Диагностика кратковременной памяти

    Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

    Слайд 19

    Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

    Слайд 20

    Рисование по памяти

    ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Исследование долговременной памяти

    В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    2) Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

  • Слайд 32

    Исследование двигательной памяти

    Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Обследование слуховой памяти

    Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

    Слайд 36

    Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

    Слайд 37

    Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

    Слайд 38

    После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

    Слайд 39

    Слайд 40

    По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

    Слайд 41

    Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

    Слайд 42

    Исследование зрительной памяти

    Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Слайд 43

    Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Слайд 44

    Слайд 45

    Оценка результатов 10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

    Слайд 53

    2) Методика «Небылицы»

    оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Слайд 54

    Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Время показакартинки и выполнения задания 3 минуты. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Слайд 55

    Слайд 56

    Оценка результатов 10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    Посмотреть все слайды

    юлия бабошина
    Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

    Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .

    1.1 Методика "Волшебный домик"

    1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)

    Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.

    Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .

    Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

    Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

    Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :

    – широта охвата предметов , изображенных на картинках;

    – количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

    – тип вопросов.

    1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

    2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

    3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

    4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

    10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

    Перевод баллов в уровень :

    10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

    Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

    Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

    1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

    Цель : Выявление направленности интересов детей .

    Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

    Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

    Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

    Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

    Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

    Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .

    2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

    Цель : Диагностика познавательных способностей .

    Диагностические показатели : Познавательные действия .

    Возрастной диапазон :

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.

    Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

    Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

    Обработка данных :

    10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

    8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

    6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

    4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

    2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

    0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.

    Вывод об уровне развития :

    10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

    2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

    Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .

    Диагностические показатели : Познавательные действия .

    Возрастной диапазон :

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

    Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

    Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

    Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.

    2.3 Методика "Что здесь лишнее?"

    Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

    Диагностические показатели : .

    Возрастной диапазон : 4 – 5 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :

    «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

    На решение задачи отводится 3 минуты.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

    8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

    6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

    4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

    2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

    0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

    Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

    Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .

    Возрастной диапазон : 3 – 4 года

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

    Оценка результатов :

    3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

    2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

    1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

    2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

    Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

    Диагностические показатели : познавательный действия

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая

    Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

    Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

    Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

    Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.

    Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

    Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .

    3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

    Цель

    Диагностические показатели

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

    Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Диагностические показатели : Осведомленность

    Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :

    «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Оценка результатов :

    10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

    Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Вывод об уровне развития :

    10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

    3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

    Цель : Определить уровень воображения испытуемого.

    Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

    Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :

    10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

    8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

    5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

    3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

    0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

    Выводы об уровне развития :

    10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.

    3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.

    3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

    (B.C. Юркевич) .

    Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

    Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная

    4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

    Цель : Осведомленность о себе и мире.

    Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

    Источник информации : дети.

    Форма и условия проведения : индивидуальная.

    Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

    Оценка результатов :

    10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

    8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

    6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

    4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

    0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

    Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

    4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)

    Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

    Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

    Форма и условия проведения : индивидуальная.

    4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

    Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

    Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

    Источник информации : дети.

    Форма и условия проведения : индивидуальная.

    4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

    Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

    Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

    Возрастной диапазон : 4-5 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная.

    Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.

    Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

    Оценка результатов :

    3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

    2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

    1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.

    4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)

    Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

    Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

    Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

    Источник информации : дети

    Форма и условия проведения : индивидуальная.

    Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

    Оценка результатов :

    3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

    2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

    1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.

    5. Исследование мышления (уровень схематического мышления, способность к сравнению, обобщению, классификации) .

    6. Исследование звуковой и смысловой стороны речевой деятельности.

    7. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы: узнавание эмоциональных состояний, разных по модальности, изучение уровня тревожности, определение эмоционального фона настроения в разных видах деятельности.

    8. Общие выводы.

    Выводы заносятся в карту психологического обследования ребёнка (см. приложение № 1) .

    Психологическое обследование детей с ЗПР эффективнее проводить в процессе разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, речевой и продуктивной) и по результатам наблюдения детей на занятиях, и в свободной деятельности (см. приложение № 2) .

    Материал pedlib.ru

    Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет. - Педагогическая гостиная - Каталог статей - Сайт МДОУ № 15

    Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет. Огарева М. Г., воспитатель МБДОУ №15

    В период дошкольного возраста интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка.

    Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства,времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

    Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

    Познавательное развитие в дошкольномвозрасте.

    Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

    Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное.

    Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

    В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательных действий и освоение сенсорных эталонов.

    Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

    Осваиваются сенсорные эталоны;

    Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

    Внимание – направленность и сосредоточенность психическойактивности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

    Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательными и применению волевых усилий для поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

    Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу.

    Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

    В дошкольном возрасте изменения касаются вех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем. Внимание становится болееустойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.

    Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

    Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) . В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

    Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

    Значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

    Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

    Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

    Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям.

    В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

    В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

    У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессеактивного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

    На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

    Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

    Таким образом в дошкольном возрасте:

    Преобладает непроизвольная образная память;

    Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

    Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

    Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

    Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

    Воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь.

    Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческомвоссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

    Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

    Воображение приобретает произвольный характер, предполагая замысла, его планирование и реализацию;

    Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

    Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

    Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

    Формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

    Мыслительные операции – обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причин наследственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать.

    На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительных операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления. В это время закладывается образный фундамент интеллекта.

    Для диагностики познавательных процессов у детей в возрасте 4-5 лет я предлагаю следующие методики:

    Методика «Коробка форм» - направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений.

    Методика «Пирамидка» - направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

    Методика «Рыбка» - направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

    Методика «Дорисовывание фигур» - направлена на определениеуровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

    /Лит-ра: «Психолог в ДДУ»/.

    Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале».

    Методика «Изучение процесса рассуждения».

    /Лит-ра: «Практикум по дошкольной психологии»/.

    Методика «Найди и вычеркни» - диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

    Методика «Образная память» -изучение образной памяти.

    /Лит-ра: «Развитие познавательных способностей у детей»/.

    Подробней на сайте duimovochka-27.ucoz.ru

    Предварительный просмотр:

    Слайд №2 Уважаемые коллеги, здравствуйте! Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

    Слайд №3Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений.

    Слайд №4Для обеспечения системы работы по данному направлению я разработала проект «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

    Слайд №5Проект долговременный и рассчитан на 4 года. В нем участвуют педагоги, дети и их родители. Свою работу по данному проекту я начала с изучения методической литературы.

    Слайд №6 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

    Слайд №7 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

    Слайд №8 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

    Слайд №9 Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования,

    Слайд №10 различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

    Слайд №11 подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

    Слайд №12 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.

    А у нас в саду дела - эксперименты снова,

    Сам волшебник никогда не творил такого!

    То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

    Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

    Слайд №13 Наблюдениеявляется одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать.

    Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?",то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?",а в пять- шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"

    Слайд№14Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

    Слайд №15 В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

    Слайд №16Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?"и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

    Слайд №17Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

    Слайд №18Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологиивоспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

    Слайд№19Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

    Слайд №20Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:разработаны и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

    Слайд№21 Воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.

    Слайд №22Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях района, родительских собраниях, педсоветах.

    Слайд№23На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

    Слайд №24 Спасибо за внимание!

    По теме:

    Источник nsportal.ru

    Глава 2 опытно - экспериментальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с окружающим миром 2 1 методики диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста - стр.3

    Средний показатель среднего уровня познавательного развития составил - 80% .

    Средний показатель высокого уровня познавательного развития составил-20% . Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых средний уровень познавательного развития, что говорит о необходимости его развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.

    2.2 Реализация комплекса мероприятийкак средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

    Нами разработан комплекс мероприятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром. Он рассчитан на девять месяцев. В него входят занятия по окружающему миру, игры на внимание, логику и воображения, опыты, эксперименты, проекты, акции.

    С детьми экспериментальной группы мы начали проводить комплекс мероприятий направленный на формирование познавательного развития.

    Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских видов деятельности мы выбрали: игры, исследования, проекты, составление рассказов, сказок, загадок опыты, акции, занятия и экспериментирование, в рамках которых возможно создание ситуаций, способствующих проявлению познавательного развития детей.

    Основными принципами наших занятий были:

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

    2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса и др.) .

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Для нас важно было не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.

    5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Мы стремились не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывали занятие, которое они сами выбрали, то мы предлагали (но не настаивали) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

    Проводимые нами мероприятия имели следующую структуру, состоящую из нескольких ступеней.

    На первой ступени детям предлагалась какая-то ситуация. Вместе с детьми мы разбирали ее особенности и различные возможности действия в ней. Тем самым раскрывали пространство возможных действий в предложенной ситуации.

    На следующей ступени происходила самостоятельная деятельность детей. На этом этапе дети сами искали возможности действия в ситуации, выбирали какой-то один способ обращения с предложенным материалом и использовали его. Третья ступень предполагала совместный анализ.

    Мы вместе с детьми разбирали использованные способы обращения с предложенным материалом. Это давало возможность детям наиболее полно увидеть возможные способы действия в ситуации.

    На четвертой ступени происходило стимулирование детей к поиску новых возможностей в ситуации. Проведенный анализ различных способов действия позволял детям воспользоваться новой возможностью обращения с материалом.

    Комплекс мероприятий предполагал, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. Обучение использования какого-либо материала на этих мероприятиях не должно происходить, т.к. это предполагает закрепление одного определенного способа. Цель же комплекса мероприятий, направленных на познавательное развитие, заключается в том, чтобы ребенок нашел различные варианты обращения с материалом.

    На данном этапе дети находились еще до начала эксперимента. Познавательная задача существовала для них в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждала к действиям.

    Для достижения “открытия” нового предмета деятельности необходимо было разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь отводилась взрослому, который демонстрировал предметы и показывал их возможности.

    На этапе открытия предмета деятельности дети проявляли интерес к предложенным занятиям, внимательно следили за действиями экспериментатора, послушно помогали ему. Инициатива, однако, выражалась у большинства детей лишь в том, что они просили показать им новые игрушки, или повторить опыт.

    Когда дошкольник начинал демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступал с предложениями и новыми идеями, то мы считали возможным перейти к следующему этапу формирования познавательной активности.

    Этап поддержки состоял из игр и занятий, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.) . Взрослый показывал возможности игрового материала, помогал ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом старался сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно.

    На этом этапе многие дошкольники сами осуществляли выбор деятельности, просили взрослого “не мешать” ему, работали не по заданному образцу, а по собственному замыслу. Тем не менее, дети часто прерывали свое занятие или просили взрослого о помощи.

    Когда ребенок мог самостоятельно выбрать, чем ему заняться, и предпринимал первые шаги по пути достижения намеченного, мы переходили к следующему этапу, который подразумевал самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. Роль взрослого на этом этапе заключалась в передаче способов новой для дошкольника познавательной деятельности и помощи в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.

    На данном этапе у испытуемых обнаружились яркие индивидуальные предпочтения. Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи.

    На новом уровне проявлялась инициатива детей. Они могли не только выбрать один из предложенных взрослым видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно.

    На последнем этапе дети выражали яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.

    Рассмотрим фрагмент занятия формирующего этапа, который был построен так, чтобы активизировалась внутренняя содержательная сторона познавательной активности, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:

    Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

    На свете все на все похоже:

    Змея – на ремешок из кожи,

    Луна – на круглый глаз огромный,

    Журавль – на тощий кран подъемный,

    Кот полосатый – на пижаму,

    Я – на тебя, а ты – на маму. (Никита К.)

    Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой) ? Какое между ними сходство?» , предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.) , вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Данила А..) ; «Луна и глаз круглые».

    Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.

    Задание было усложнено:

    Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т.д.) .

    Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:

    Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

    Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме».

    Под кочкой крошка

    Только шляпка да ножка. (Гриб)

    Сергей Б.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спелый – все довольны.

    Так приятен он на вкус!

    Что это за шар? (Арбуз)

    Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Даша З.) ; «А еще арбуз похож на шарик». (Лиза Е.)

    Вьется веревка,

    На конце – головка. (Змея)

    Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.) ; «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)

    Вот иголки и булавки

    На меня они глядят,

    Молока они хотят. (Ежик)

    Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Ксения Б..)

    Познакомить с технологией замеса теста и изготовлением печенья.

    Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

    Установить влияние качества почвы на рост растений.

    Доказать, что в почве есть вода и воздух.

    Познакомить с искусственными камнями. Состав кирпичной массы.

    Опытным путем доказать, что стекло плавится при нагревании.

    Свойства соленой воды.

    Получить оранжевый, фиолетовый, голубой, зеленый смешением двух цветов.

    Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Доказать, что растения дышат.

    Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект. Такие дополнительные занятия под названием «Удивительное – рядом», непродолжительны по времени и проводятся непосредственно на занятии или во второй половине дня.

    Они способствуют расширению и углублению знаний, полученных на основных занятиях. Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов детской деятельности: занятия, экскурсии, наблюдение, чтение.

    Так, в сентябре, занимаясь с глиной, отмечая ее свойства, на дополнительном занятии дети сравнивают глину с песком, изучают взаимодействия с водой, самостоятельно приходят к выводам, проводя опыт «Песок и глина». А в январе, знакомясь со сказкой «Жихарка», дети проводят опыт «Тонет, не тонет» и изучают свойства деревянных предметов.

    Часть экспериментов проводится во время прогулок. Например, после занятия «Как снеговики правду о весне искали» дети выходят на прогулку и проводят опыт со снегом, выясняя, где же снег тает быстрее, а где не тает совсем. Для этого наполняют снегом одинаковые сосуды и расставляют по участку. Зачем находят ответ на вопрос, почему в одних сосудах снег растаял, а в других нет.

    Для организации детского экспериментирования в групповой комнате создали мини-лабораторию, которую дети средней группы назвали в честь любимого героя мультсериала: «Лаборатория Лунтика». Сюда поместили необходимый материал и оборудование: сосуды разной формы и объема, микроскоп, увеличительные стекла, измерительные приборы, технический, бросовый и природный материал, альбомы, календари для фиксации и зарисовок результатов экспериментирования.

    Была проведена работа по созданию картотеки опытов, экспериментов, в соответствии с разработанным планом. В зависимости от темы и цели работы в лаборатории используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая, коллективная. Часть опытов дети имеют возможность проводить самостоятельно с помощью схем-карточек, а более сложные проводятся совместно с педагогом.

    Практика работы с детьми показала, что для организации детского экспериментирования необходимо использовать какие-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. Это могут быть придуманные воспитателем приключения объектов (например, комочка глины и кусочка пластилина к теме «Свойства глины и пластилина») , любой праздник, к которому все готовятся (новогодние маски к теме «Свойства бумаги») .

    Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются то имени сказочного героя, Лунтика. Использование проблемной ситуации позволяет обеспечить оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности детей с усвоением готовых знаний и выводов.

    При организации детского экспериментирования мы учитывали следующие особенности руководства со стороны взрослого:

    Воспитатель – равноправный партнер, руководит так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности;

    Необходимо постоянно стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно;

    В процессе работы поощрять детей, ищущих собственные способы решения задач;

    При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутых ответов;

    При анализе и фиксировании полученных результатов важно помнить, что непредусмотренный результат не является не правильным.

    Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

    В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике) .

    Диагностика развития познавательных интересов в конце учебного года выявила следующее: 20% детей показали высокий уровень развития, количество детей со средним уровнем осталось прежним (60%) . Число детей с низким уровнем развития уменьшилось на 20%. Сравнительный анализ проведенных диагностик убедил в эффективности проведенной работы и значительном повышении уровня познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста.

    1. В результате систематической работы у детей значительно расширились представления о свойствах, качествах материалов, о явлениях неживой и живой природы, появился устойчивый интерес к экспериментированию.
    2. В процессе экспериментирования дети приобрели умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
    3. У детей улучшилась память. Обогатилась речь, эмоциональная сфера, активизировались мыслительные процессы.
    4. У родителей воспитанников повысился интерес к экспериментам и исследованиям, некоторые проводили опыты в домашних условиях, вместе с детьми делали зарисовки, формулировали выводы.

    В старшей группе работа по экспериментированию с детьми продолжается, разработан план и организованы занятия кружка «Удивительное- рядом».

    Задачи кружковой работы:

    Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и

    явлениями;

    Знакомить с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями,

    развивать познавательный интерес к миру природы;

    Развивать интерес к исследовательской деятельности;

    Упражнять детей в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике;

    Делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать со своими предположениями.

    Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
    Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

    Искусство общения с родителями

    Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

    Что делать?

    Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

    Как не допустить измен

    Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

    Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

    Дыхание: теория и практика

    Теория

    Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

    Релаксация: теория и практика

    Теория

    Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

  • Похожие статьи