Двоеверие на Руси. Обычаи, обряды и православные праздники весеннего цикла. Презентация на тему "Весенние православные праздники" (начальная школа) Вознесение Господне - даты по годам

03.03.2020

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Вербное воскресенье

Благовещение - благая весть о грядущем рождении Христа. Имя Христос означает «Спаситель», наречено архангелом Гавриилом Богомладенцу. В этот день оно было возвещено миру.

Благовещение - один из самых больших праздников весны. И люди, и звери, и птицы, и растения этому дню радуются, и даже солнце «играет».

Третья встреча весны. Первая встреча - на Сретенье, вторая - на Сороки. Сороки - 9/22 марта. Сорок мучеников истязались морозом на покрытом льдом армянском озере. Как будто бы в память о них весенняя природа посылает сорок морозов.

Весеннее равноденствие. На Сороки день с ночью мирится, равняется. 8 апреля - Вербное воскресенье.

Примечали:

Если на Благовещение снег еще лежит на полях, то лето будет неурожайное.

Хорошая погода в день Благовещения предвещает хороший урожай в этом году, ясная до захода - изобильный сенокос.

Благовещение прошло, гляди - гром греметь будет.

С Благовещением мураши и комары оживают.

Благовещение - самый большой у Бога праздник.

На Благовещение весна зиму поборола.

На Благовещение и на Пасху грешников в аду не мучат.

На Благовещение аист прилетает и медведь встает.

Благовещение - птиц на волю отпущение.

На Благовещение птица гнезда не вьет.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение.

Пасха

Светлое Воскресение Христово названо Пасхой и считается главным праздником Христианской Церкви. Воспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели, поста и Святой недели Пасхи.

От весеннего языческого праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц.

Примечали:

На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.

На Святой дождь - добрая рожь.

На Пасху ведро - все лето будет ведренным.

В народе убеждены что солнце «играет» пять раз в году: на Рождество, на Крещение, на Благовещение, на Иоанна Крестителя (Праздник Ивана Купалы - 24 июня / 7июля).

Вознесение Господне

Переходящие праздники - Вознесение и Троица - принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев. Хотя в зависимости от дня Пасхи время их празднования разнится год от года весьма значительно, это не меняет их общего смысла: приходи они раньше или позже - это прежде всего праздник торжествующей весны, наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение. Благодаря этому и связанные с ними обычаи имели особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, играх, обрядах и поверьях. Вознесение празднуется на сороковой день от Пасхи.

Примечали:

Не приходится Вознесение в среду, а в четверг.

На Вознесение в поле не работали. С Вознесения запахивали.

На Вознесение пекли лесенки и приговаривали: «Лети, Христос, на небеса, тащи рожь за волоса», - потом ставили печенье в рожь.

На Вознесение пекли блины, пироги с первым луком зеленым, делали яичницу и драчены, ели это в полях. «На снедь Христу».

Ночь под Вознесение - соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем в остальные дни.

Придет Вознесеньев день,

Сбросит весна-красна лень,

Летом обернется-прикинется,

За работу в поле примется.

Праздники весной – это не только 8 марта, 1 и 9 мая. На Руси весенних праздников всегда было куда больше. Некоторые из них тянутся еще с языческих времен, неким образом приспособившись к православному календарю и христианству и гармонично влившись в церковные традиции.

Весенние праздники славян

Первый весенний праздник, который праздновался еще в языческой Руси – (Масляница) или сырная неделя. Этот весенний народный праздник предполагает проведение цикля обрядов, связанных с проводами зимы и оканчивается сжиганием чучела, символизирующего зиму. Перед этим всю неделю люди веселятся, угощают друг друга блинами и другими яствами, участвуют в кулачных боях, катаются на санях и водят хороводы.

Сжигание же чучела у наших предков олицетворяет возрождение, аналогичное с птицей Феникс, через гибель. После этого пепел чучела, а также выброшенных в костер старых вещей, развевали по полям, чтобы с новым урожаем наступило новое возрождение, пришел достаток и благоденствие.

Другой русский весенний праздник – Веснянки , встреча весны. Как и масленица, празднование проходит в разные дни в соответствии с церковным календарем. До этого же он был привязан к астрономическому весеннему равноденствию – 22 марта.

Празднование сопровождается зазываниями весны при помощи заклинаний. И поскольку начало весны ассоциируется с прилетом птиц, главное средство заклинания – приготовление жаворонков и куликов, которых затем клали на возвышенные места или подбрасывали в воздух. Действо сопровождается обрядовыми песнями, призванными приблизить весну.

Еще один весенний праздник, связанный со встречей с весной – «Алексей – с гор потоки ». Празднуется он во время Великого поста. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея – человека Божьего.

Пасхальный цикл праздников

– праздник, празднуемый всегда за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается вход Господа в Иерусалим, незадолго до своих мучений и смерти на кресте. Верующие встречали его с пальмовыми ветвями, выстилая ими дорогу, потому другое название праздника – Пальмовое воскресенье. В этот день все православные идут в церковь и освещают веточки вербы и приветствуют Христа, пришедшего спасти человечество от вечной смерти.

Главный весенний праздник, несомненно, это – Пасха . Чудесное воскресение Иисуса Христа является не просто праздником, но наиболее значимым событием в мировой истории. В этом – вся суть христианства и смысл веры, надежды на спасение.

К пасхальным традициям относится приветствие «Христос Воскресе – Воистину Воскресе», «христование» крашенными яйцами, освещение куличей и пасок.

Народные гуляния с хороводами, песнями и играми, продолжавшиеся иногда до 2-3 недель после Пасхи именуются Красная горка. Этот праздник известен еще с древних времен, он также приурочен к встрече весны.

Спустя 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троицы или Пятидесятницы. Все украшают свои дома зелеными веточками и цветами, что символизирует расцвет человеческой добродетели, а также напоминает о явлении Троицы Аврааму в Мамврийской дубраве. Украшенный зеленью храм напоминает ту самую дубраву.

Весенние детские праздники

Для того, чтобы привить детям любовь к истории своего народа и его традициям, лучше всего с пеленок вовлекать их в празднования исконно русских праздников.

Организация встречи весны может быть очень яркой, нестандартной и веселой. Тем более, что есть множество готовых сценариев разных торжеств и гуляний.

Цели:

  • Образовательные :
    • сформировать у учащихся представление о христианстве как о религии, вобравшей в себя пережитки язычества,
    • подвести учащихся к выводу о том, что Пасха – это «праздник праздников» в христианстве; познакомить с пасхальными обрядами, легендами, играми.
  • Воспитательные:
    • подвести учащихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления как личности путем соприкосновения с духовным и культурными ценностями русского народа.
  • Развивающие:
    • продолжить работу формированием умений и навыков анализа исторических событий и их влияния на развитие духовной культуры русского народа.
  • Опытно-практические:
    • введение учащихся в ситуацию празднования большого религиозного праздника.

Оборудование: наглядные пособия с изображением праздника Пасхи и языческих богов, изображения храмов, в том числе оренбургских (региональный компонент), репродукция иконы Рублева «Троица», крест (распятие Иисуса Христа), рисунки детей, композиции, созданные учащимися, атрибуты для проведения игр.

Музыкальное оформление: М. И.Глинка «Жаворонок», П.И. Чайковский «Времена года (март, апрель)», церковная музыка, музыка колокольного звона.

ХОД УРОКА

Модуль 1. Обряды и верования древних славян на Руси. Предвесенний праздник масленица .

Образ : Повторение об обрядах и верованиях на Руси. Учащимся задаются вопросы: что такое христианство? Когда оно появилось на Руси? Какие приметы связанны с приходом весны?
Создается образ весеннего настроения используя иллюстрации, рисунки учащихся, музыку Чайковского «Времена года». Приход весны связан с её зазыванием. Первым этапом зазывания была Масленица.

Анализ : Учащиеся расшифровывают символику древней славянской мифологии, рассказывают о том, как и почему зазывали весну.
Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы над смертоносной мощью мрака и холода становилась все ощутимее: стоят оттепели, с крыш льёт капель, заметнее подрастает день. Убегало наводившее страх на всё живое чудище Морана, и её бегство было равносильно смерти вплоть до новой зимы. Появилось светлое божество весеннего плодородия земли – веселая красавица Лада. Через века языческое чудовище Морана превратилось в чучело Масленицы, которое сжигалось. А ему на смену приходила весна-красна и её нужно было зазывать (Приложение 1 ).

Действие : учащиеся собираются в хоровод, в центре которого находится девочка, украшенная венком из зелени, и запевают песню под русские народные инструменты. Зазывают весну пением:

Весна, весна красная,
Приди весна с радостью
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.

Так заканчивается анализ языческих верований древних славян.

Модуль 2. Религиозные праздники и языческие верования. Встреча весны

Образ : Необходимо связать представление о народных приметах с явлением природы, жизнью животных и птиц, с сезонными изменениями в их поведении.
Чтобы возник образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению, чтобы придать эмоциональность уроку в этой части звучит произведение Глинки « Жаворонок». Возникает образ пробуждающейся природы и людей, радующихся её обновлению.
Анализ : Учащиеся рассказывают об особенностях праздника «Сороки» в России и в своей местности.
В этот день Православная Церковь вспоминает сорок мучеников, которые по народному поверью торят путь – дорогу сорока утренникам (морозам). По примете, если все сорок морозов – утренников пройдут подряд, быть всему лету тёплому.
В этот день прилетает вторая весенняя птица – жаворонок, а с ней ещё сорок птиц.
В честь их прилёта пекутся в этот день в каждой семье по сорока жаворонков из теста.

Действие : Учащиеся инсценируют фрагмент праздника Печёных птичек раздают детям и они бегут закликать жаворонков, а сними и весну:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Затем все встают в хороводы и поют песни – веснянки:

Весну пора звать, зиму забывать.
Ай лели, лели, зиму забывать.
Зиму забывать, лето дожидать.
Ай лели, лели, лето дожидать.

Заканчивается действие крошением печёных жаворонков. Этот обряд напоминает языческое жертвоприношение и подчёркивает связь человека с природой, от которой зависти не только достаток в семье, но и сама жизнь человека и его близких. Именно поэтому русский крестьянин, как славянский язычник глубокой древности, задабривает землю и другие силы природы. Например крошит печеных жаворонков.

Модуль 3. Покров не лето, Благовещенье не зима

Образ : Связан со следующим весенним месяцем – апрелем. Учащиеся приводят народные приметы, относящиеся к этому месяцу: «В апреле земля преет». «Апрельские ручьи землю будят». «Три дождя в апреле – тысячи дождей стоят.»

Анализ : В апреле празднуется один из двенадцати значительных праздников русской православной церкви – Благовещение. Вошло оно в христианский календарь в IV веке. На Русь Благовещение пришло с древними христианскими праздниками и обрядами в конце X века. Отмечается 7 апреля в память о сообщении архангелом Гавриилом Деве Марии благой вести о грядущем рождении сына Божьего Иисуса Христа.

Благая Весть, Благая Весть…
Она как радостная песнь.
Родится скоро Иисус и мир собой спасет.
Благая Весть, Благая Весть…
Марии трудно произнесть,
Что с нею ангел говорил, что сердце сына ждет.

Учащиеся вспоминают об обряде отпускать на волю в этот праздник птиц.
Только темной ночью прекращались веселые сборища. В ночь на Благовещенье крестьяне сжигали свои постели, прыгали через огонь, окуривали свои платья. Считалось, что это спасало от порчи и сглаза. Пожилые женщины прокаливали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях.
Учащиеся делают вывод о том, как глубоко проникли и укоренились в религиозных праздниках языческие верования.

Действие : демонстрируются рисунки учащихся по этой теме.

Модуль 4. Предпасхальная неделя – «вербница»

Образ : учащиеся рассказывают об обрядах, предшествующих и сопровождающих Вербное Воскресенье. Так создается образ предстоящей жертвы Спасителя и подготовке к празднику Воскресенья. Верба на Руси – символ начала новой жизни. У нас верба заменяет пальмовые ветви, которые бросали под ноги Христу, когда он вступил в Иерусалим, зная о грядущем Голгофском кресте.

Анализ : в последнее воскресенье перед Пасхой церковь празднует торжественный вход Господень в Иерусалим. Этот великий праздник называется Вербным Воскресеньем потому, что в этот день за всенощным бдением молящиеся раздают священные ветви вербы. В старину зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Люди, держа в руках первые распустившиеся ветви, прославляют Спасителя как победителя смерти, потому что он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за грехи людей, воскреснуть и тем самым, спасти людей от вечной смерти и вечных мук. Таким образом, ветка вербы служит у нас знаком победы Христа над смертью и напоминает о будущем воскрешении из мертвых.

Действие : учащиеся показывают свои композиции с вербой.

Модуль 5. Празднование христианского праздника Пасха

Образ : Чтение отрывка повести писателя И.Шмелёва «Лето господне» о праздновании Пасхи. Во время чтения демонстрируются иллюстрации празднования Пасхи.

Анализ : Разбирается символика праздника.
Что означает яйцо, почему оно красное. В религиозном смысле яйцо – символ постоянного возрождения. Но оно выполняет и функцию плодородия. Говоря о традиции окрашивания яиц, учащиеся отмечают обычай красить яйца в красный цвет. Красный цвет пасхального яйца имеет особый смысл – оно окрашено кровью Христа.
В полночь Великая Суббота сменяется светлым Христовым Воскресеньем, начинается крестный ход. На Пасху выпекают кресты.
На фоне церковной музыки учащиеся рассказывают о символике креста.
Из орудия казни крест превратился в символ искупления и объект почитания. Его официальное почитание введено в христианство в IV веке.
Звучит аудиозапись «Библейская легенда о распятии Христа».

Учащиеся читают стихотворение А.К.Толстого:

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами,
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый!..

Пасхальная радость есть радость вечной жизни. Так как службы происходят в храме, то учащиеся разбирают символику внутреннего устройства храма.

Храм – особое, отличное от других строений помещение, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему. Он состоит из трёх частей:
Алтарь – царство Божие (живёт Бог)
Купол – царство небесное (здесь живут ангелы)
Притвор – царство земное (живут люди).

Рассказ иллюстрируется изображениями храмов России и ныне существующих и утраченных храмов родного края. Поясняется значение количества куполов на церкви. Один купол на храме означает единство Бога, два – Христос есть Бог и человек, три – Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой (триединство Бога), четыре – евангелисты (люди,которые каждый по-своему, описали жизнь Христа. Их звали Марк, Иоанн, Матфей и Лука. Их книги называются Евангелие, что означает благая весть), пять – Бог и евангелисты.

На Пасху с колоколен храмов раздается звон, возвещающий о Воскресении Христа. Существует несколько видов звонов: благовест, трезвон, перезвон.

Звучит аудиозапись колокольных звонов и на её фоне читают стихи:

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют,гудят колокола,
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной
И мир внимает вести той.

Светлое Христово Воскресенье всегда было праздником любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес» и одаривали друг друга пасхальными яйцами.

Учащиеся рассказывают об истории приветствия «Христос Воскрес» и ответа «Воистину Воскрес».

Действие : звучит колокольный звон – благовест.
Учащиеся приветствуют друг друга и обмениваются пасхальными яйцами.
Празднование Пасхи начинается пасхальными играми. Учащиеся участвуют в играх. Затем идёт угощение пасхой и другими пасхальными блюдами и одаривание всех пасхальными писанками под звуки колокольного звона (Приложение 2 ).

Литература:

1. Народный праздничный календарь. Литературно-музыкальный альманах. Молодежная эстрада.1999 г.
2. Колесникова В. «Праздники Руси православной» М. «ТЕРРА» 1998г.
3. Забылин М. «Русский народ» М. Белый город. 2004 г.
4. Коринфский А. «Народная Русь». М., Белый город, 2006 г.
5. Шмелев И. «Избранное». М., Правда, 1989 г.
6. Журнал «Народное творчество».

Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Похожие статьи