Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)
Буква "ты"
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Буква "ты"
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:
А это вот, Иринушка, буква "я".
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!
Буква ты?
Да не "ты", а "я"!
Она еще больше удивилась и говорит:
Я и говорю: ты.
Да не я, а буква "я"!
Не ты, а буква ты?
Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?
Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется: "ты".
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква.
Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
Говорить?
Ну, ну... Конечно.
Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
Ну, что же ты?
Я сказала.
А я не слышал, что ты сказала.
Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
Это кто?
Она говорит:
Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!
Она говорит:
Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.
Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?
Понимаю, - говорит, - что это я.
Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?
Ясно, - говорит. - Это буква ты.
Да не ты, а я!
Не я, а ты.
Не я, а буква "я"!
Не ты, а буква "ты".
Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"!
Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?
"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:
Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
"Якову дали яблоко".
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
Яблоко? Так значит, это буква "я"?
Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".
И я сказал:
Да, правильно. Это буква "ты".
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.
Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)
Буква "ты"
Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Буква "ты"
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:
А это вот, Иринушка, буква "я".
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!
Буква ты?
Да не "ты", а "я"!
Она еще больше удивилась и говорит:
Я и говорю: ты.
Да не я, а буква "я"!
Не ты, а буква ты?
Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?
Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется: "ты".
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква.
Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
Говорить?
Ну, ну... Конечно.
Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
Ну, что же ты?
Я сказала.
А я не слышал, что ты сказала.
Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
Это кто?
Она говорит:
Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!
Она говорит:
Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.
Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?
Понимаю, - говорит, - что это я.
Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?
Ясно, - говорит. - Это буква ты.
Да не ты, а я!
Не я, а ты.
Не я, а буква "я"!
Не ты, а буква "ты".
Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"!
Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?
"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:
Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
"Якову дали яблоко".
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
Яблоко? Так значит, это буква "я"?
Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".
И я сказал:
Да, правильно. Это буква "ты".
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.
Л. Пантелеев
чил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква - «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:
А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».
Буква «ты»?.
Да не «ты», а «я».
Она ещё больше удивилась и говорит:
Я и говорю: ты.
Да не я, а буква «я».
Не ты, а буква «ты»?
Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется - «я»?
Нет,- говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется - «ты».
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она не она и что вообще «я» - это только буква?
Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
Говорить?
Ну-ну... конечно.
Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
Ну, что же ты?
Я сказала.
А я не слышал, что ты сказала.
Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шёпотом - на ухо мне:
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.
Но и мне тоже было стыдно, что я большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:
Это кто?
Она говорит:
Ну вот... Понимаешь? А это буква «я».
Она говорит:
Понимаю...
А у самой, уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился - вот-вот заплачет.
Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?
Понимаю, - говорит, - что это я.
Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?
Ясно, - говорит. - Это буква «ты».
Д а не «ты», а «я»!
Не я, а ты.
Не я, а буква «я»!
Не ты, а буква «ты».
Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты».
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы.
Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.
Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.
Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?
«Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
А ну. сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:
Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
Яблоко? Так, значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я» - значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся:
И я сказал:
Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко» - «тыблоко», вместо «ярмарка» - «тырмарка», вместо «якорь» - «тыкорь» и вместо «язык» - «тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.
Наталья Черникова
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ
«Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ” » »
(ШКОЛА 21 ВЕКА)
УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В.
Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
На изучение этой темы по программе отводится один урок .
Цель моего урока : знакомство
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска ответов на учебные задачи, которые были поставлены в начале урока .
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Организация работы : в начале урока после организационного момента проводилась актуализация знаний, которая понадобилась не только для закрепления материала, но и для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали учебные задачи, которые решались на протяжении урока .
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ : интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке .
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке .
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен . Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников .
Считаю, что урок эффективен и достиг поставленных целей.
Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ” »
Цель : знакомство первоклассников с юмористическим рассказом , способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.
Планируемые результаты (УУД) :
личностные : выражают положительное отношение к процессу познания : проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные : регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа , различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные : научатся воспринимать на слух рассказ , сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов, правильно называть знакомые художественные произведения по моделям обложек, выражать своё отношение к героям произведения, работать с готовой моделью, правильно называть произведение, выделять фамилию автора и заголовок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Вспомним жанры произведения и как мы их моделируем (слайд 1,2)
Сказка (круг)
Стихотворение (треугольник)
Рассказ (прямоугольник)
Темы произведений : о Родине (красным, о природе (зеленым, о детях (желтым, о животных (коричневым) .
Ребята, посмотрите на портреты писателей, вспомните их фамилию, а также какое произведение они написали (слайд 3,4,5,6,7)
Учащиеся называют А. Барто «В школу» , В Железникова «История с азбукой» .
В определении Л. Пантелеева затрудняются с ответом.
А это портрет Леонида Пантелеева . Может кто-то знает этого писателя, его произведения? Хотите узнать?
Какую учебную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке ? Закончи предложения (познакомиться, прослушать , определить, разработать) -слайд 8 (Познакомиться с писателем Пантелеевым . Прослушать его рассказ . Определить тему и жанр. Разработать модель обложки).
III. Работа по теме урока .
3.1 Знакомство с биографией писателя (слайд 9,10)
Леонид Пантелеев псевдоним , настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927) .
Что общего рассказать о произведениях А . Барто и В. Железникова (оба произведения о детях)
Рассказы писателя Пантелеева тоже о детях и для детей это всем известные «Честное слово» , «Новенькая» , «Большая стирка» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Книги Леонида Пантелеева можно взять в школьной библиотеке (слайд 9) .
Сегодня мы познакомимся с рассказом «Буква ты » . Как вы думаете, о чем будет этот рассказ (предположения детей) (слайд 11)
3.2 Слушание рассказа Л . Пантелеева «Буква „ты” » (аудиокнига или читает учитель)
3.3 Беседа после чтения
Оправдались ли наши предположения?
Понравился рассказ ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа ? Почему?
Можем ли мы называть рассказ «Буква ты » юмористическим? Почему? (Да, по тому что события в рассказе вызвали у нас веселое настроение).
Назовите героев рассказа .
Сколько лет было Иринушке?
Что делала девочка? (Иринушке четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение.
Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе : «Я» .)
А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?
Какую ошибку при чтении совершала девочка? (Тыкову дали тыблоко) (слайд 12-13)
Физ. минутка (согласно СанПину) .
3.4 Работа с иллюстрациями в учебнике.
Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я , а она удивляется : «Ты?» ) Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен . Иринушка плачет. Она неправильно прочитала : «Тыкову дали тыблоко» , но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства . И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.
3.5. Моделирование обложки (слайд14)
Кто написал рассказ ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.
О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты” » . Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.
Это рассказ , сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ » . Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке , то есть о детях.
3. 6 Работа по учебнику (Дифференцированная работа.)
Чтение стр 31 «Прочитай»
3.7 Выполнение заданий в тетради стр 12-13 (самостоятельно)
IV. Итог урока .
Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?
Как герои вышли из создавшейся ситуации?
Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)
Давайте вернемся к учебной задаче, которую мы ставили в начале урока (слайд 15) . Все ли мы выполнили?
Вспомните какой-нибудь веселый случай из вашей школьной жизни?
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - «я».
И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.
Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:
А это вот, Иринушка, буква «я».
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я»!
Буква ты?
Да не «ты», а «я»!
Она еще больше удивилась и говорит:
Я и говорю: ты.
Да не я, а буква «я»!
Не ты, а буква ты?
Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: «я»?
Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
Что ты понимаешь?
Это не ты, а это буква так называется: «ты».
Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква.
Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.
Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:
Говорить?
Ну, ну... Конечно.
Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.
Я говорю:
Ну, что же ты?
Я сказала.
А я не слышал, что ты сказала.
Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.
Что же ты говоришь?
Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:
Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:
Это кто?
Она говорит:
Ну вот... Понимаешь? А это буква «я»!
Она говорит:
Понимаю...
А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.
Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?
Понимаю, - говорит, - что это я.
Правильно! Молодец! А это вот буква «я». Ясно?
Ясно, - говорит. - Это буква ты.
Да не ты, а я!
Не я, а ты.
Не я, а буква «я»!
Не ты, а буква «ты».
Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!
Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты»!
Я опять вскочил и опять забегал по комнате.
Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..
Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.
Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.
Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.
А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»?
«Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».
И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:
А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:
Тыкову дали тыблоко.
От удивления я даже на стуле подскочил:
Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?
Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:
«Якову дали яблоко».
Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:
Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
Она удивилась и говорит:
Яблоко? Так значит, это буква «я»?
Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу „я“ - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся».
И я сказал:
Да, правильно. Это буква «ты».
Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо «яблоко» - тыблоко, вместо «ярмарка» - тырмарка, вместо «якорь» - тыкорь и вместо «язык» - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.