А вы знаете, когда появились брюки? История создания: брюки

22.07.2019

В истории моды есть немало интересных фактов, связанных с появлением тех видов одежды, которые мы и сегодня с удовольствием носим. Они прошли этапы эволюции в течение столетий и прочно укрепились в нашем гардеробе. В числе таковых и .

Брюки - это поясное изделие, разделенное на две части, каждая из которых покрывает отдельно левую и правую ногу. Примерно такое определение можно найти в словарях. Но всегда ли брюки были таковыми, какими мы привыкли их видеть сегодня, и с чем связано их появление?

Как известно, представители древних цивилизаций отдавали предпочтение юбкам. длительное время носили именно мужчины, а женщины - платья. По длине юбки определяли положение человека в социуме. Появление брюк было обусловлено прямой необходимостью. Первыми их начали носить кочевники, которые ввиду особенностей своей жизнедеятельности постоянно передвигались на лошадях, и в юбках это было делать абсолютно неудобно. Кроме того, войны, походы также напрямую повлияли на то, чтобы брюки заняли одно из значимых мест в гардеробе того времени.

Историки датируют появление на территории Европы примерно 500 годом до рождества Христова. Их первыми стали носить скифы, которые были отличными наездниками. Изготавливали брюки из кожи животных, которую вымачивали для того, чтобы она была более мягкой и пластичной. Прототип брюк был известен и древним людям. Так, в Испании при археологических раскопках обнаружили пещеру с наскальным рисунком, на котором изображен древний человек в брюках из шкуры животного.

После скифов брюки появились у германцев и далее стали распространяться по разным странам Европы. Однако, древние греки и римляне долгое время отвергали данный вид одежды, считая его исключительно атрибутом варваров. За ношение брюк, согласно принятому на то время закону, у непослушных римлян отбирали имущество и даже изгоняли из Империи. Тех, кто приезжал из других земель и носил брюки, местные жители не принимали и называли «гентиум бракаториум», т.е. «племя в штанах». Уже позже римляне все же стали надевать короткие брюки под туники для защиты от непогоды во время длительных военных походов. Брюки настолько полюбились, что с тех пор они стали неотъемлемым предметом одежды мужчин и полностью вытеснили юбку, превратив ее исключительно в дамский атрибут. Но как самостоятельный вид одежды брюки трансформировались именно из юбки. Сначала кочевники подвязывали ремнем широкую юбку, условно разделяя ее надвое, а уже потом появились две отдельные части (брючины). Именно поэтому сам термин «брюки» используется во множественном числе.

В России брюки стали известны примерно с 11 века. Их называли портки или порты, а позже шароварами. Они кроились, собственно как и остальная одежда, из прямоугольников, связывались по талии шнуром и имели достаточно большой объем. Уже ближе в 18 веку в обиход вошло понятие «штаны», а «порты» стали употреблять в отношении нижнего белья.

За всю свою длинную историю брюки неоднократно менялись и по форме и по длине, декору, тканям. В моде были весьма странные, даже эпатажные модели, которые сегодня трудно принять, но в свое время они были на пике популярности.

Остановимся на основных этапах эволюции брюк.

В средние века было принято носить брюки-чулки (шоссы). Особым шиком считались чулки разного цвета. Прикрепляли их к очень коротким штанам, а позже к курточкам. Женщины также надевали шоссы, пряча их под юбкой. Шоссы, как и вся распашная одежда той эпохи, были из двух половинок, каждую из которых надевали по отдельности. Ныне подобные брюки-чулки можно увидеть лишь на танцорах балета.

Мода на короткие штаны распространилась еще на долгие годы. Примерно через столетие появились так называемые плундры. Это широкие короткие брюки, на изготовление которых тратили немало метров ткани. Для придания объема их часто набивали сеном и перьями. В них делали вертикальные прорези, чтобы была видна дорогая ткань нижних шорт. Существует легенда о появлении таких брюк. Контрабандисты, которые привозили в Европу ткань из стран Востока и Азии, прятали большое количество метров в штанах, ссылаясь на новую моду. Именно им Европа и обязана появлением плундров или шаровонов, или «брюк с начинкой», как их еще нарекали.

В Испании в 15 веке были популярны «кальсес» - короткие брюки, внешне напоминающие подушки.

Еще в это же примерно время появились другие брюки - плюдерхозен. Их придумали наемные германские солдаты. Во время боев одежда приходила в негодность, а правительство не имело возможности часто менять обмундирование. Поэтому солдаты превращали лохмотья в ленты, обвязывали их вокруг ног, стараясь хоть как-то украсить свою испорченную экипировку. Через прорези, также как и в плундрах, была видна подкладка.

Примерно в середине 17 века голландец Ренграв, который являлся послом в Париже, предложил было вернуть мужчин к ношению юбки. Он стал брючным реформатором, разработав модель, напоминающую широкие трусы длиной до середины бедра, которые надевались поверх обычных брюк. Брюки-ренгравы очень полюбились Людовику 14. Их обильно декорировали рюшами, лентами. Порой цветные ленты просто пришивали к нижним брюкам. Просуществовали такие брюки около 40 лет.

Самый длительный период пришелся на кюлоты. Они были короткими, застегивались под коленом. Такие брюки носили лишь аристократы. В Россию моду на кюлоты ввел Петр 1, обязав своих придворных сменить русский костюм на европейский. Простолюдины носили длинные штаны, поэтому их называли «санкюлоты», т.е. люди без кюлот. Несколько позже аристократы также перешли на блинные брюки и дабы те не сминались, а сохраняли свою форму, были придуманы внизу штрипки или стремешки, как их называли в России.

Мода не стоит на месте и к концу 18 века законодательница мод Франция предложила миру новую модель брюк - панталоны. Это уже длинные широкие брюки, получившие свое название по имени театрального героя Панталоне, обличенного в аналогичную модель. Женщины также нашли применение этим брюкам в своем гардеробе. Укороченные панталоны использовались ими в качестве нижнего белья.

Более динамичной стала модернизация брюк в 19 веке. Появились шорты. Ряд историков склонны думать, что шорты придумали студенты Кембриджа для участия в водных соревнованиях. Иные связывают их появление с войнами, которые Англия вела на территории британских колоний, в частности в Индии. Шорты удобны, практичны, не сковывают движений. Тем не менее, несмотря на неясность возникновения, шорты и сейчас не перестают быть популярными.

В этом же столетии мир узнал о брюках-галифе, которые прочно укрепились в обмундировании красноармейцев.

Затем вошли в моду бриджи, используемые англичанами для верховой езды.

Но особый переворот в историю брюк, конечно же, внес Леви Страусс - изобретатель джинсов. С тех самых пор, когда были изготовлены первые штаны из денима, прошло более 130 лет, но джинсы настолько полюбились человечеством, что заменить их на другой вид брюк просто невозможно. Они имеют значимое место в каждой новой коллекции каждого нового сезона. Их носят все категории граждан, абсолютно разных возрастов, вероисповеданий. Джинсы по праву можно назвать одним из знаковых изобретений 19 века. От просто рабочих штанов они переросли порой в эксклюзивные модели, модели от кутюр.

Образ же классических брюк, которые привычны нам-современникам, впервые был создан в Англии. Это не случайно. Ведь брюки - это часть костюма английского джентльмена. Образ воспитанного, галантного, преуспевающего мужчины и сейчас всегда приветствуется и очень импонирует дамам.

На Востоке брюки очень долго не принимали. Считали варварской одеждой. Однако формирование кавалерии повлекло за собой и ношение брюк, причем их носили и женщины в качестве нижнего белья. Японские брюки - хакама были привилегией знати, аристократов. Они внешне напоминали юбку из-за очень широких штанин. Позже их надевали и женщины. Бедняки могли позволить носить такие брюки исключительно по праздникам.

А что касается женского гардероба и появления в них брюк, то тут есть свои нюансы. На Востоке прозрачные брюки по типу шаровар были известны давно, их носили девушки-наложницы. В Европе же первыми стали надевать брюки женщины в начале 20 века. В это время велась активная борьба за эмансипацию, появились работающие женщины, которые часто использовали транспортную новинку - велосипед. Юбки для этого не подходили. Однако, женщин в брюках еще очень долго осуждали. Появиться в брюках, например, в ресторане было крайне недопустимым.

В 1930 году Марлен Дитрих продемонстрировала женский брючный костюм, который максимально был схож с мужским. Несмотря на большую армию поклонников, эту новинку не переняли.

Огромное преимущество брюк перед юбкой ощутили во время Второй Мировой войны. Женщины работали в тылу, выполняя тяжелую мужскую работу. Уже в 1944 годы было зафиксировано, что бродажи брюк по сравнению с предыдущими годами, возросли примерно в 5 раз. Но привычным предметом женского градероба они все же пока не стали. И только в 1960-м году Анри Курреж смог убедить женщин надевать брюки. Популяризацией обязаны и Коко Шанель и Ив Сен Лорану.

Сегодня женщины не обходятся без брюк, зачастую предпочитая их юбкам. Это диктует время и образ жизни. Дизайнеры предлагают весьма разноплановые модели и по крою, тканям, форме, декору.

Брюки стали не просто повседневной одеждой. Их часто предлагают в качестве вечерних вариантов, это и атрибут офисной моды.

Наталия, Иваново

О себе:
Творчество - для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби - коллекционирование декоративных наперстков

Первые модели - прародителей современных брюк.

Брюки человек носит уже на протяжении нескольких тысячелетий. А в последнее столетие этот предмет одежды стал настолько популярен и стал занимать основное место в каждом гардеробе, что его называют хитом столетия.

Традиционно брюки всегда считались одеждой для мужчин, хотя исторически и практически были преобразованы из "юбок", которые всегда считались одеждой для «слабой» половины человечества – женщин. Но, стоит вернуться к тем далеким временам и вспомнить, что именно мужчины носили шкуры животных, обернутые вокруг их талии, так напоминающие женскую юбку. И только неудобство, которое испытывали мужчины, оседлавшие лошадь и научившиеся ездить верхом, скорее всего и позволило так изменить их повседневный наряд.

Посмотрим далее: персидские воины, для военных походов на дальние расстояния еще более усовершенствовали свою одежду, затягивая подол предназначенным для этого ремнем. Еще в более поздние времена одежда уже в процессе шиться производилась с незашитыми отверстиями для ног. Еще позже на щиколотках и талии (можно уже назвать «брюк») оставлялись «кулиски» для шнуров, и это одеяние очень напоминало современные шаровары.
Многие века мужчины носили короткие штаны, особым образом прикрепляя к ним чулки. Очень интересный факт: было модно и также считалось особым шиком, если надевались чулки разных цветов. На протяжении XVII - XVIII веков мужчины одевали и кюлоты - это короткие брюки, которые ниже колена заканчиваются манжетами, застегивающимися на пуговицы. Эта одежда впервые появилась при дворе Людовика XIV во Франции, и была модным элементом костюма для мужчин вплоть до начала XIX века. (Это интересно! 1966 год - Ив Сен-Лоран вновь ввел в современную моду такие модели брюк, но уже в качестве элемента женского костюма).

За всю историю своего существования брюки поражали и удивляли своим разнообразием и причудливостью форм: кюлоты; штаны для знатных сословий, носимые в XVI веке, напоминающие по своей форме подушку, имеющую разрезы сверху, через которые просматривалась дорогая ткань нижнего белья. В одно время большой популярностью среди мужчин пользовались шоссы – штаны длиной до середины икр, украшенные множеством лент. Военная тематика также нашла свое отражение в моде и моделях брюк. К примеру, брюки-галифе – длинные брюки, облегающие голени и сильно расширенные в области бедер. Эти брюки стали предметом обмундирования кавалерийских дивизий, получив свое название от имени Г. де Галифе – французского генерала. Отдавая дань Великой Французской революции, в моду вошли длинные панталоны, полностью закрывающие ногу. Свое название они получили в честь Панталоне – героя театральной комедии. До этого длинные брюки являлись профессиональной одеждой, и их носил исключительно «рабочий люд» - трубочисты, крестьяне, моряки.

Приближенный к современным моделям, брюки, как поясная верхняя одежда, состоящая из двух штанин, сшитых между собой боковыми, шаговыми и средним швом, вошли в моду лишь в конце XVIII - в начале XIX веков.

Какую страну принято считать родиной современных брюк? Конечно же Англию. Ведь именно оттуда впервые и пришло описание настоящего джентльмена – человека благовоспитанного, преуспевающего во всех сферах жизни, одетого в смокинг, жилетку, рубашку, галстук, брюки, перчатки, цилиндр и с тростью в руке. Этот образ, созданный в начале XIX века, и по сей день авторитет и предмет подражания для всех мужчин.

История брюк в России.

В России же изначально мужская часть одежды, называлась «портки» или «порты», независимо от статуса и достатка ее владельца. Именно поэтому портной так и называется – мастер-ремесленник, который занимается шитьем портов (портков) – основы костюма для мужчин. Шились порты их двух кусков сукна либо холста, в том месте, где части соединялись, вставлялся кусок ромбической формы (из той же ткани). Порты собирались в области талии на шнурке или веревке-гашнике. Славяне называли «гащями» ноги, и соответственно, одежу для ног – «гачами». Если обратится к толковому словарю Даля, то можно встретить множество различных названий для этого предмета одежды: брюки, штаны, гачи, наговицы, остегны, надраги. Конечно же, для нас и наших современников более привычно название – брюки. Без этой одежды, и ее разновидностей, трудно себе представить жизнь каждого человека – начиная с ползункового возраста. Продолжим... В Россию брюки пришли, как и большинство других нововведений, вместе с Петром I. В 1700 году царь-реформатор своим указом принудительно ввел европейскую моду, запретив горожанам и дворянам носить исконно русский костюм. С этого времени костюм каждого должен был состоять из следующих предметов: кафтан, камзол, чулки, башмаки с пряжками и кюлоты. Пошив изделий для знати велся из высококачественного сукна, который специально привозился из Голландии, города Брюгге. И ткань носила название «брюкиш». (Слово «брюки» имеет тюрское происхождение и означает «двойная юбка» или «сдвоенная юбка»).

В России брюки изначально были короткие (кюлоты), только рабочий люд носил длинные штаны, заправляя их для удобства в штаны, а крестьяне одевались в порты. Начиная со второй половины XIX века население сел и деревень постепенно начали менять порты на штаны, имеющие пояс и застегивающиеся на пуговицы. В конце XIX века, как и в большинстве европейских стран, брюки уже носились на выпуск.

История женских брюк.

Очень интересна и увлекательна история женских брюк, которая своими истоками уходит в далекое прошлое. Признано, что историческая родина женских брюк – Восток. Именно там впервые, в 800 году до н.э., в дамском гардеробе царицы Семирамиды появился этот предмет одежды. Царица принимала участие в боевых походах, совместно со своим мужем, и ей необходимо было скрыть свою принадлежность к женскому полу, именно поэтому Семирамида облачалась в мужские одеяния. И, если вспомнить сказку «Тысяча и одна ночь», то и там можно встретить описания прозрачных шароваров танцующих девушек-наложниц.

Но, если можно встретить изображения прекрасных дам в штанах, в античную эпоху, то уже в более поздние времена женщины, которые осмеливались одевать «варварскую» одежду, подвергались гонениям и даже смертной казни. В средние века брюки считались привилегией только для мужчин, а женщинам, посмевшим надеть брюки, церковь объявляла настоящую войну.

Жорж Санд - известная французская писательница, стала самой первой приверженкой моды на женские брюки в середине XIX века. Но ее так и не поняли современники, хотя модели женской одежды постепенно стали меняться и приближаться к мужским - с возникновением и ростом феминистского движения, пропаганды равенства между полами. Наиболее актуальными брюки стали во время первой мировой войны, когда женщинам приходилось подолгу трудиться наравне с мужчинами.

Марлен Дитрих - известная актриса, в 30-е годы XX века примерила на себя мужской костюм, позаимствовав у мужчин также шляпу и галстук. И, даже, несмотря на то, что актриса была любимицей публики, и у нее было множество поклонников, привить всеобщую любовь женщин к брюкам так и не удалось.

И уже легендарная Габриэль Шанель ввела в гардероб женщин брюки, в качестве атрибута одежды для женщин, хотя для выходов в свет все же предлагались вечерние платья. Значимой вехой в мировых тенденция моды стало представление широкой публике брючного костюма знаменитым, всемирно известным кутюрье Ив Сен-Лораном в 1966 году. Этот брючный костюм сразу же полюбился большинству женщин. Представленная коллекция была раскуплена мгновенно по очень высокой (буквально баснословной) цене. Правда, в ней все же нельзя было посетить многие престижные рестораны и заведения, вход дамам в этой одежде был закрыт. В повседневную жизнь брючный костюм и его элементы ввел известный итальянский модельер Джорджио Армани. Это произошло уже в 80-е годы. Предназначался костюм в основном для работающих женщин, предпочитающих строгий стиль в одежде. И с того времени брючный костюм стал незыблемым символом успешных, деловых женщин.

Современные брюки.

В современном мире широта и разнообразие ассортимента брюк позволяет женщинам носить все то, что когда-то им запрещали: бриджи, шорты, капри (это практически кюлоты), брюки различных стилей и моделей. У подавляющего большинства наших современниц в гардеробе имеются брючные изделия. Причем для каждой женщины, в зависимости от особенностей ее фигуры и стилевых предпочтений можно подобрать идеальный вариант.
Компания «VIA LADY» специализируется исключительно на производстве брюк и предлагает своим клиентам широкий размерный ряд изделий и большой ассортимент моделей:

Классические брюки: строгие, прямые брюки великолепно смотрятся на любой фигуре и идеально подходят для женщин всех возрастов. Брюки классика – это прямые брюки, большая часть моделей имеет пришивной пояс, комплектующийся ремнем, брючины шириной 24 см., брюки имеют высокую посадку на фигуре (26-27 см.).

Молодежные брюки: облегающие фигуру брюки, клеш – расширяющийся от колена. Посадка брюк может быть как нормальная (24-26 см.), так и заниженная (20-22 см.) Ширина брюк в низу (клеш) от 23 до 28 см., в области колена - 20- 23 см. Брюки имеют множество деталей: разнообразные карманы, молнии, клапаны, заклепки, оригинальные ремни – они идеально подчеркивают молодежный образ моделей.

Клеш от середины бедра: эти модели брюк не очень сильно облегают колено, имеют слегка расширенный к низу крой, глубина их посадки 26-28 см. Данная модель оптимальна для женщин различных фигур и возрастов.

Трубы и полутрубы: эту модель предпочитают женщины и девушки, стремящиеся нивелировать (скрыть) недостатки и особенности своей фигуры. Широкие трубы имеют ширину 28 см., также в ассортименте моделей представлены полутрубы шириной 26 см. Брюки слегка облегают, давая возможность скрыть полноту женской ноги. Эти модели имеют высокую посадку, могут быть как с пришивным поясом, так и без него.

Капри: это укороченные брюки, могут быть с манжетами или без них. Ширина капри самая разнообразная: выпускаются прямые брюки, немного зауженные к низу, а также расклешенные брюки. Глубина посадки брюк - капри может быть самая различная. Оригинальны молодежные капри, представленные в ассортиментной линейке – отделанные рисунками, аппликациями и вышивкой, с яркой фурнитурой. Также популярны строгие классические капри, предназначенные для крупных женщин.

Выбор за Вами: примеряйте, определяйте те модели, которые подходят идеальным образом именно Вам, соответствуют Вашему стилю, имиджу и статусу. Мы живем в счастливое время: ведь гонения на брючную моду далеко в прошлом, и сегодня брюки присутствуют в гардеробе каждой женщины – ведь это неизменный «хит» каждого сезона!

Мужчины-римляне относились к этому предмету гардероба, как сегодня мы - к юбке из пальмовых листьев: приличному мужу полагалось носить «платье» и сверкать гениталиями. Штаны же считались атрибутом всяких дикарей вроде скифов или хунну. Рассказываем историю этого важного предмета одежды.

Еще несколько тысячелетий назад мужчина в штанах был позором семьи и вообще фриком. Конечно, речь идет о европейской цивилизации. А так-то брюки изобрели еще в каменном веке. В знаменитом захоронении Сунгирь во Владимирской области найдены скелеты возрастом около 34 000 лет, покрытые тысячами бус из костей мамонта. По этим «нашивкам» археологи и установили, как выглядел костюм наших предков. Правда, то были не совсем штаны, а что-то вроде мехового комбинезона. Но общий принцип брюк сложился уже тогда.

Считается, что штаны в современном понимании изобрели кочевники (а вот когда именно - неизвестно), чтобы уберечь промежность во время верховой езды. Из-за этого, видимо, почтенные мужи Рима, носившие тоги (длинные отрезы ткани) так не любили этот предмет гардероба, называя приезжих в брюках «гентиум бракториум», то есть «племя в штанах». Но спустя века сыны Вечного города постепенно начали-таки облачаться в позорную варварскую одежду. Старшее поколение презрительно фыркало и называло их «бракатусами». Конфликт отцов и детей существовал всегда!

Но их можно понять - в мире древних цивилизаций штанов не носили. Вообще. Разве что на барельефах Месопотамии можно увидеть сшитые снизу посередине юбки. Какие-то странные премудрости творили и древние индийцы со своими набедренными повязками (получалось нечто вроде шорт). Нельзя не вспомнить и персов, которые изобрели шальвары, перекочевавшие в русский язык как шаровары. Периодически что-то вроде брюк изобретали и представительницы прекрасного пола, но только за тем, чтобы уберечься от нескромных посягательств сильного пола.

Даже после того, как «цивилизованные» европейцы оценили удобство такой одежды, презренные брюки прятали правдами и неправдами - под плащами и платьями всех форм и размеров. Другая крайность - когда штаны притворялись чулками (все что угодно, но только не походить на грубых кочевников или работяг-мужланов, копошащихся в хлеву).


Во Франции чулки называли шоссами, в Италии - кальцони. Так их и носили - на веревочках, прикрепленных к чему-то вроде панталон, которые назывались брэ. А чтобы чулки лучше обтягивали ногу, их надевали мокрыми. После высыхания нога до такой степени была стянута плотной тканью, что причиняла ее носителю настоящие страдания. На верхнюю часть тела надевали короткий плащ (вероятно, чтобы продемонстрировать всю красоту мужских ног). Правда, наклоняться мужчине надо было очень аккуратно. Если в тот момент сзади оказалось бы значимое лицо или, к примеру, церковь, штраф неминуем - за оскорбление взора видом брэ (нательного белья. - Прим. ред.).

Потом кто-то догадался, что брэ и чулки можно сшивать вместе. И все равно брюки не принимали. В эпоху Возрождения в аристократических кругах носили лишь короткие штанишки (что-то вроде бриджей) вместе с теми же чулками. И только после Французской революции мужчины всех классов (кроме духовенства и гусар, которые по-прежнему отдавали предпочтение обтягивающим кальсонам), наконец, облачились в «нормальные» брюки. По сути, впервые со времен варваров. Впрочем, знатных детей мужского пола вплоть до XX века по-прежнему рядили в платья с бантиками, а отпрысков простых людей - в длинную рубаху. Брюки стали предметом настоящей мужской инициации - мальчику покупали их лишь в 11–13 лет.

История брюк началась... с юбки. Тысячи лет в одежде мужчин и женщин безраздельно господствовали юбки и фартуки. А шотландцы и греки, например, до недавнего времени носили юбку наравне с брюками.

Предполагают, что Европе штаны достались от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры, они у них были кожаными. Возможно, германцы и галлы, которые были наездниками, оказались первыми преемниками этой одежды.

Ю.В Бромлей и Р.Г Подольный в книге "Создано человечеством" пишут о раскопках под Владимиром, во время которых были найдены останки людей в меховых штанах, живших 20 тысяч лет назад, то есть задолго до приручения лошади. Это вносит существенные коррективы в наши представления о происхождении штанов.

В Древнем Риме новая "варварская одежда" оказалась под запретом. Ослушавшимся грозили строгое наказание и конфискация имущества. Воинов, правда, запрет не касался, и полководцы на свой триумф надевали пурпурные штаны. Проходят столетия, и византийский император Мануил (1143-1180) кричит своим воинам: "Покажите же туркам, что вы носите штаны!"

С тех пор каждая эпоха имеет свое, так сказать, брючное обличье. В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый "чулок" натягивался отдельно; в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веке считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Такая одежда называлась ми-парти (по-французски mi-parti - "разделенный пополам"). Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т. д.

В XVI веке по образцу испанских "кальсес" штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивалась "наволочка" с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов. Эта мода овладела Англией, причем подушки штанов увеличились здесь до невероятных размеров, и королева Елизавета распорядилась даже переделать скамьи в парламенте, чтобы удобно было заседать в таких штанах.

Немалый вклад в развитие брючной моды внесли немецкие наемные солдаты XVI века - ландскнехты. Жалованье этому беспокойному воинству платили не регулярно, одежда быстро ветшала. Кто-то догадался превратить лохмотья в ленты и перевязать их в нескольких местах, закрепив у пояса и у коленей. Получились оригинальные и причудливые шаровары - плюдерхозен (pluderhosen). У щеголей, которые носили такие шаровары отнюдь не от бедности, на изготовление их уходило до ста локтей материала. Этим не преминули воспользоваться контрабандисты для доставки через кордоны дорогих тканей.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы (по-французски chausse - "штаны"). Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры - герои Александра Дюма.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв (Rhingrave). Он попытался вернуть мужскую одежду к юбке, поверх штанов предложив надевать широкие трусы с оборками (ренгравы). По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких поколенных штанов - кюлотов (по-французски - cullote). Их носили аристократы и простые горожане, солдаты и полководцы.

Буквально с первых дней XVIII века Петр I ввел в России новую одежду: отныне дворянам и горожанам следовало носить кафтан и камзол, кюлоты, чулки и башмаки с пряжками. Да и сам царь отдавал им предпочтение.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров презрительной кличкой "санкюлоты", иначе-"безкюлотники".

Знаменитого полководца Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили в клуб, когда однажды он явился туда в длинных штанах. А через пятнадцать - двадцать лет такие штаны - панталоны - стали нормой. Своим названием они обязаны герою итальянской комедии Панталоне (первая половина XVII века), неизменно появлявшемуся на сцене в длинных и широких штанах.

"В числе многих революций в Европе,- писал друг Пушкина поэт П. А. Вяземский о 1818-1819 годах, - совершалась революция в мужском туалете... введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на балах. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой. Офросимов, заметя его, подбежал к нему и сказал: "Что ты за шутку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцевать, а не на мачту лазить, а ты задумал нарядиться матросом". К панталонам понадобились подтяжки, они были изобретены еще в начале XVIII века, первыми их стали носить рабочие.

Тем не менее, самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из датского матросского костюма 1780-х годов. Значит, уже миновал двухвековой юбилей мужских брюк. Отвороты на брюках - новшество первой половины XIX века, обязанное как будто бы прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках появились в начале XX века. Нельзя умолчать об истории столь популярных в наше время джинсов. Она возвращает нас к средним векам, когда в Генуе (Genova) производили прочную ткань для парусов, по-английски названную jean. Эта версия корректируется другой: саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя же поставляла краситель - индиго. Отсюда и другое название джинсов, отражающее вклад французов и которым пользуются англичане, - деним (denim).

Дальше следы ведут в Калифорнию конца сороковых годов прошлого века, куда занесла эмигранта из Баварии Леви Страусса "золотая лихорадка". Здесь он попытался разбогатеть на изготовлении палаток из упомянутого французского полотна. Но предприимчивый делец быстро понял, что старатели еще больше нуждаются в рабочих брюках, шитье которых он вскоре и наладил из той же прочной синей ткани. Он усилил брюки двойной строчкой, а карманы укрепил кнопками. В 1873 году Страусе запатентовал брюки, получившие название "джинсы" (Jeans - по названию ткани jean).

Почти что ровесниками джинсов являются шорты (short - английское слово, означающее "короткий"). Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом.

К концу прошлого века кавалеристы обзавелись галифе; их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Такова, так сказать, схема, каркас, который портные либо сами, либо по заказу изменяли настолько, что брюки порой принимали причудливый, даже вызывающий вид. Шили такие брюки и "комбинированными" - из ткани и кожи.

Наверное, мало кто знал, что назывались эти брюки по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, в 1871 году жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии (от английского breeches).

Еще не так давно шла отчаянная борьба между штанами-"дудочками" и брюками-клеш, иногда достигавшими широчайших размеров. Между прочим, клеш - это транслитерация французского слова cloche - "колокол".

Мужская брючная монополия давно и методически подрывалась женщинами. Историки утверждают, что это началось с народной героини Франции Жанны Д"Арк (XV век), которая была, судя по всему, первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Известен и такой факт: французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота - задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа.

Во Франции Жорж Санд (1804-1876) к своей литературной славе добавила известность неукротимой воительницы брючной моды: Жорж Санд то и дело облачалась в мужское платье.

Самым удобным поводом покуситься на мужскую одежду был спорт. После того как велосипед стал массовым, были изобретены и шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

Дальнейшую судьбу дамских брюк связывают с аргентинским танго, наводившим ужас на рядового обывателя начала XX века.

В 1911 году парижские дома моделей попробовали соблазнить женщин широкими и длинными юбками-брюками. Это чуть не привело к общественным беспорядкам. Но последующие двадцать лет не прошли даром: дамские брюки прорвались на пляжи, курорты; дома стали носить "ленивую пижаму" с брюками.

Вскоре на экранах мира появилась знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих в брюках, и это не могло не вызвать подражания.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе открывается эра дамских голубых джинсов, для мужчин наступившая за сто лет до этого. Но до окончательной их победы в женском гардеробе оставалось еще не меньше трех десятилетий. Фильмы, газеты, журналы, эстрадные шоу на Западе вели неустанную обработку потребителя, психологически подготавливая к восприятию женщины в джинсах. И когда на рубеже семидесятых годов в европейских странах рядом с мужчиной возник образ спутницы в джинсах, это уже не грозило взрывом и не сопровождалось скандалом.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, в Кембриджском университете студентке нельзя было появиться на занятиях в брюках.

Зато брючный гардероб современной женщины может вызвать зависть любого мужчины. Тут прямые брюки и джинсы, гольфы, заправленные в сапоги казацкие шаровары, восточные шаровары, шорты, бананы и даже что-то вроде кюлотов XVIII века...

На Руси

В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, "иногда с плящами вместо ушков". По описям XVI-XVII веков известны штаны "холодные, стеганые и теплые", то есть с меховым "исподом", который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых (меха с брюшка). "Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною" (из старинной описи).

Но, по-видимому, более употребительным было в народе слово "порты" (имевшее также значение "одежды вообще"). Кстати, от слова "порты" произошло слово "портной" (из выражения "пъртной шъвъцть"). Порты были немудреным изделием из двух штанин (их называли "калоши" или "сопли"), между которыми вшивали клин - ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие порты в полоску или елочку.

Но со второй половины XIX века крестьянин сменил порты на штаны - они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, большей же частью они служили исподней одеждой.

По праздникам мужики надевали плисовые шаровары (из хлопчатобумажного бархата, с карманами), заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.

В селах, живших ремеслом, к концу прошлого века по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными - до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до четырнадцати-пятнадцати лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны у них появлялось только года за два перед женитьбой.

Теперь попробуем выяснить вопрос с исподними штанами. На Руси издавна штаны относили к предметам нижней одежды. И имели на то веские историко-лингвистические основания: ведь тюркское слово "иштон" (штаны) составлено из "иш" ("внутренний") и "тон" ("одежда"), иначе - нижняя одежда, кальсоны. Видимо, по этой причине правильнее было бы говорить и писать "штоны".

Одними из первых обладателями нижних штанов в Европе называют древних саксов и франков. Правда, строгого разграничения тогда не знали, и нижние штаны легко становились верхними или наоборот - в зависимости от времени года и погоды.

Это были льняные штаны, чуть пониже колен. В латинском языке таким штанам есть пренебрежительное название feminalia (по латыни femina - "женщина"), по-видимому, отказывающее в праве тем, кто такие штаны носил, называться мужчиной.

Предполагают, что кальсоны первыми надели французы в XVI веке. Само слово "кальсоны" французского происхождения (calecon); однако, в свою очередь, оно произошло от итальянского calzoni - "брюки", "штаны", производное от calza - "чулок", "мешок"; это наводит на мысль и том, что, вероятно, средневековые тканевые чулки, которые привязывали к поясу, были предками кальсон...

Следующее упоминание об интересующем нас предмете относится к XVII веку, когда знатные англичане надели длинные нижние панталоны, что, кстати говоря, было вполне уместным, если иметь в виду климат туманного Альбиона.

В России кальсоны, видимо, прописались со второй половины XIX века. Слово "кальсоны" бытует в русском языке примерно с конца прошлого века.

Бельем аналогичного назначения обзавелись и женщины - в Италии, Франции и других европейских странах. А в конце XVIII века в моду вошли прозрачные дамские туники античного образца, и нужда в этих предметах стала прямо-таки настоятельной.

02.12.2012 11:53

Мы так привыкли носить брюки, что уже и не мыслим своего гардероба без них. Кажется, что они всегда присутствовали у женщин. Вы удивитесь, но отчасти это действительно так...


Свое начало история женских брюк берет на Востоке. Черты национальных костюмов стран Востока и Азии сохранились и в наши дни. Первые дамские брюки выглядели в виде шаровар. Их носили преимущественно под свободным платьем, полностью закрывающим ноги и руки.

В Европе женские брюки первоначально были предметом нижнего белья. Появились они в странах Старого Света еще в 15-м веке, однако прижились только лишь к веку девятнадцатому. Назывался данный предмет одежды панталонами и был достаточно длинным, до щиколоток. Позднее панталоны укоротились и стали длиной до колена.


Во времена французской революции женщины, работающие на производстве, облачились брюки как в верхнюю одежду и начали использовать их в составе рабочей униформы. Это создало настоящий общественный резонанс, что побудило милых дам прикрыть ножки юбкой с разрезами.

В конце девятнадцатого века этот необычный фасон одежды, когда брюки скрываются под длинной узкой юбкой, приглянулся модницам из высшего света и быстро перекочевал в шикарные гардеробы. Ну а с наступлением века двадцатого дамы, не стесняясь, облачались в жакеты и широкие брюки. Правда, мужчины все еще смущались внешнего вида своих спутниц.

Намного проще к женским брюкам стали относиться ближе к сороковым годам двадцатого века. Звезды кино мирового уровня, такие как Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн, с удовольствием фотографировались в брючных костюмах, чем подстегивали интерес женщин и спрос на этот вид одежды. Сегодня брюки есть у всех, и мужчины, похоже, с этим уже не берутся воевать.

Похожие статьи