13 января новый год по какому календарю. Почему мы празднуем Старый Новый год? Как появился Старый Новый год

29.06.2020

О тмечать Новый год в России принято долго и с размахом - в январе мы отдыхаем больше недели. Однако праздничное настроение сохраняется и после окончания официальных каникул, ведь в ночь с 13 на 14 января вся страна отмечает старый Новый год. О том, когда и как появился праздник с таким противоречивым названием, рассказывает «Культура.РФ».

Новогодняя дореволюционная открытка. Россия, до 1917 года.

Старый Новый год пришел в нашу культуру вместе со старым стилем летоисчисления.

В 1918 году большевистское правительство решило поменять календарь. Царская Россия жила по юлианскому календарю, а Европа - по григорианскому. Первый был создан в Римской империи и основывался на древнеегипетской астрономии. Григорианский календарь же был более точным, его создали в XVI веке с учетом новейших знаний об устройстве вселенной. Разница между двумя системами исчисления составляла 13 дней и создавала неудобства для ведения международных политических и экономических дел и приводила к забавным казусам в повседневной жизни. Например, по датам на почтовых штемпелях выходило, что телеграмму получили в Европе на несколько дней раньше, чем отправили в России.

Переход на западноевропейский календарь произошел 14 февраля 1918 года. Согласно декрету, главной целью всего проекта было «установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления».

Появился и необычный праздник - старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю, который не был забыт в народе. Однако праздновали старый Новый год не так масштабно, как ночь с 31 декабря на 1 января.

Русское духовенство не согласилось с переходом на новый стиль и не отказалось от юлианского календаря. Но это было не так важно для большевиков, которые уже подписали Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Старый стиль стал неофициальным.

Сегодня Русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь. Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах - 25 декабря. Новый год, а точнее «новолетие», православная церковь отмечает 14 сентября (1 сентября по старому стилю) - не от Рождества Христова, а от сотворения мира. В период светских новогодних праздников верующие держат Рождественский пост.

Непосредственно 1 января поминают святого мученика Вонифатия, которому следует молиться, чтобы избавиться от пьянства (недуг винопития).

Вопреки расхожему мнению, традиция отмечать старый Новый год существует не только в нашей стране. Подобные праздники есть в странах бывшего СССР, а также в Греции, Сербии, Черногории, Алжире, Тунисе и многих других странах. Во всех государствах появление необычной даты связано с переходами на разные календари, но в каждой стране существуют свои традиции. В немецкоязычных регионах Швейцарии, например, 13 января отмечают старый День святого Сильвестра, наряжаются в маскарадные костюмы и поздравляют друг друга с Новым годом. В Македонии в Новый год по старому календарю устраивают карнавалы. Аналог нашего праздника есть в Уэльсе - фестиваль Хен Галан. Он тоже означает наступление Нового года по юлианскому календарю, и в этот день дети могут «колядовать» - ходить по домам и получать сладкие подарки.

В России старый Новый год по статистике отмечают около половины населения страны, собираясь за праздничным столом. А целый ряд музеев и культурных организаций посвящает празднику тематические выставки.

Почему Старый Новый год отмечают 13 января

Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского - календаря "старого стиля" и григорианского - календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, а Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.

С 1 марта 2100 г. разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 г. Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

Практически все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 г. совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.

Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

В России до 1918 г. приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если в Новый год бывает ветер - к урожаю орехов"; "Новый год - к весне поворот"; "Новый год - санки на ход"; "Новый год первый час дня набирает".

Кроме того, 14 января (1 января по старому стилю) в старину носил название Васильева дня ‑ празднование памяти св. Василия Великого Кесарийского - и имел решающее значение для всего года.

В этот день было принято проводить всевозможные гадания и древние обряды. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером. Особенно его ждали незамужние девушки, которые в это время охотно гадали. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется.

Святого Василия считали "свинятником" - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

Поэтому основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Согласно поверью, жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год; мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха - чтобы быть легкими, как птица.

Интересен был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову.

Был еще обычай на Васильев день с особыми обрядами варить кашу. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя - они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь - с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая - такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался - это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

В старину в Васильев день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.

Хозяева дома давали посыпальщику что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.

По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге - пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.

Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.

В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.

Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах.

В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.

Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.

В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "правильный Новый год".

Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком ‑ сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста ‑ попареницу.

В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.

В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.

Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 г. изловил ужасного монстра.

Считалось, что в 1000 г. монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.

Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан". В этот день не бывает фейерверков или шампанского. "Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом.

С 1752 г. в Соединенном Королевстве действует григорианский календарь, где Новый год наступает 1 января. Но маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю, и в отличие от всей страны именно 13 января у них официальный выходной.

Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстала" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного, настроенного против католической церкви феодала. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.

Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.

Для местных жителей "Хен Галан" - это праздник добрососедства и "открытых дверей" - но открытых для своих. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Http://rian.ru/spravka/20110113/320985003.htm

Когда Новый год и Рождество позади, отгремели фейерверки и хлопушки, закончились обильные веселые застолья, и «длинные» каникулы наконец подошли к концу, впереди остается еще один странный праздник, на «закуску» - Старый Новый год. Многие россияне, даже не зная, в чем его суть, не забывают его отмечать - чтобы продлить себе праздники. Историю и традиции Старого Нового года изучил корреспондент .

История с календарями

Юлий Цезарь, захвативший власть в Древнем Риме, в 45 году до н. э. для простоты управления своей державой ввел в обращение новый календарь. Честолюбец и военный гений, опиравшийся на самую совершенную в свое время административную и военную систему, он даже не мог помыслить, что пройдут считанные столетия - и «вечная» Римская империя канет в историю, а ее система летоисчисления, разработанная учеными - александрийскими астрономами во главе с мудрецом Созигеном, каждые 128 лет будет накапливать лишний день и в конечном итоге устареет.

Своим падением юлианский календарь в значительной степени обязан торжеству христианства. Благочестивые католические астрономы к ХVI веку убедились, что праздник Рождества Христова, первоначально совпадавший с днем зимнего солнцестояния, начал все больше сдвигаться в сторону весны. В результате в 1582 году папа Григорий XIII, прославившийся не только жестокими гонениями на протестантов, но и ученостью, распорядился ввести более точный календарь, получивший по его имени название - Григорианский.

Духовная паства Римско-католической церкви быстро приняла нововведение. Протестантская Европа долго сопротивлялась, но в основном из духа противоречия папскому престолу - удобство нового летоисчисления сознавали и там. Дольше всех, до 1752 года, продержались консервативные англичане и шведы, но в конце концов сдались и они.

Российская империя недаром гордилась званием Третьего Рима - она была верна римскому юлианскому календарю до конца. Однако после Октябрьской революции декрет Совнаркома от 26 января 1918 года унифицировал систему летоисчисления в России со всем миром. Только Русская Православная церковь, не подчинившись безбожным большевикам, отлучившим ее от государства, сохранила верность юлианскому календарю. Так возник российский феномен новогодних праздников - Рождество после Нового года и традиция отмечать Старый Новый год с 13 на 14 января, то есть по «старому стилю», как неотъемлемая часть нашей новогодней эпопеи.

Васильев день

Праздник Старый Новый год обязан своим появлением как неистребимой привычке советских граждан найти повод отметить что-нибудь веселым застольем, так и народным обрядовым и религиозным традициям, связанным, в частности, с церковным праздником - днем Василия Великого, приходившимся на 14 января старого стиля. Не секрет, что в русских народных обычаях, особенно крестьянских, христианские обряды неразрывно и органично переплетаются с дохристианским наследием.

Христианский святитель позднеримской эпохи, религиозный философ и писатель, архиепископ Василий Кесарийский у русского крестьянина назывался Василий Солноворот, что связано с днем зимнего солнцестояния, и Василий-свинятник - покровитель свиноводства. Васильев день приходится на окончание строгого Рождественского поста (28 ноября - 6 января), на протяжении которого верующие воздерживаются от новогодних празднеств.

День почитания святого Василия вписывается в Рождественские Святки - 12 веселых дней между Рождеством и Крещением Господним, когда не возбраняется радоваться и веселиться, а также разговляться за праздничным столом. Поэтому в этот день, как дань почтения Василию-свинятнику, украшением трапезы по обычаю являлась запеченная свиная голова, жареный поросенок или другие блюда из свинины, а в домах победнее - печенье в форме свинок или прочего домашнего скота.

А вот интересный народный обряд у славян - обсевание или посевание, исполняемый в православных странах на 13-14 января, имеет явно дохристианские корни и приурочен к зимнему солнцестоянию, когда светило «поворачивает на весну» и означает задабривание будущего сева и урожая. Отсюда и другое, простонародное название Васильева дня в русском крестьянском обиходе - Овсень, а также Бусень и Таусень в Украине и Белоруссии.

Обряды хлеборобов связаны с культом зерна как залога благополучия и выживания крестьянской общины. В наши дни их сохраняют в первую очередь реконструкторы фольклорных традиций, но еще сто лет назад они чтились в каждой большой патриархальной крестьянской семье от Буга и Карпат до Сибири. Открывали праздник дети, символ весны и продолжения рода, которые ходили по домам и «сеяли» зерна из рукава или из мешка с присказкой: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу». Хозяйка дома - «большуха» - затем собирала это зерно в передник, и именно им открывали весенний сев.

С вечера 13 января по новому стилю в доме ставилась праздничная каша, как правило - гречневая, которая была не только угощением к праздничному столу, но и средством гадания на будущий урожай и благополучие дома. Переодевшись в чистые нарядные рубахи и помолившись, старший мужчина и старшая женщина в семье принимались за работу. Он приносил воду, она доставала из амбара зерно или крупу, растапливала печь и заваривала кашу с соответствующими приговорами и напевами. Младшие члены семьи наблюдали за ритуалом в благоговейном молчании, чтобы не отпугнуть от дома Жиценя - языческого древнеславянского духа жита, покровителя хлеборобов.

Когда «магическое» варево упревало, его водружали на стол и тщательно осматривали. Если каша «убежала» - жди беды «через край». Треснувший горшок тоже не предвещал ничего хорошего. Если зерна жестковаты - хозяйство худо-бедно, но продержится. В случае негативного прогноза кашу выбрасывали в реку. А если каша удалась на славу - урожай будет хорош, семью ждет процветание, и угощение можно подавать домашним.

Колядование и щедрование

Колядки

Вечером на Васильев день молодежь ходила по селу колядовать. Так как исконным смыслом этого праздника было заклинание щедрого урожая, это называлось также - щедровать. У украинцев и белорусов за этим вечером закрепилось название Щедрого.

Рефрены «васильевских щедрований» некоторые ученые-фольклористы находят даже более разнообразными, чем у рождественских колядок, и усматривают в этом отголоски языческих ритуальных песнопений. Впрочем, не забыт в них и христианский покровитель этого дня - святой Василий: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».

Хозяин должен был как можно обильнее одарить горластых полуночных певцов угощением и мелкими деньгами не только чтобы они поскорее убрались вопить к соседям, но и удача в полевых работах и сборе урожая не отвернулась от него. Присутствует в щедровании на Васильев день и шествие с ряжеными, которое во многих регионах имеет специфику. Общеславянские ряженые - «коза», «волк», «тур», «медведь» - сопровождаются, например, в некоторых областях Белоруссии красивой нарядной девушкой - Щедрой, а в Украине - Василем и Маланкой.

Ночью под Старый Новый год принято также гадание девушек на суженого - на ореховых скорлупках, на гребешке, на угольках, на пирогах и т. д., хотя этот обычай относится ко всему периоду Святок.

Традиция «щедрования» и заклинания урожая в предновогоднюю ночь существует у всех славянских и большинства европейских народов в разнообразных формах. При этом у католиков и протестантов, а также у части зарубежных православных она привязана к григорианскому календарю.

Старый Новый год в других странах

Зимний Белград

Помимо РПЦ, верность юлианской системе летоисчисления сохраняет еще ряд поместных церквей - Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая, несколько древневосточных церквей, среди которых Эфиопская и т.д. С этим связаны традиции отмечания Старого Нового года и святого Василия 13-14 января, сохранившиеся в ряде стран.

Сербы даже именуют Старый Новый год Сербским (Српска Нова година). Кстати, несмотря на историческую популярность в Сербии свиноводческого хозяйства, Васильев день у сербских крестьян считается «профессиональным» праздником не свинопасов, а сыроваров. Праздник тоже сопровождается шествием ряженых - молодых парней, изображающих шуточную свадебную процессию. В некоторых районах страны существует обычай на Василия Великого вносить в дом «бадняк» - затейливо украшенный букет из дубовых веток или просто дубовое полено, который заготовляют на Рождество и в Сочельник сжигают в очаге или на костре.

Разумеется, у таких любителей вкусно поесть, как сербы, Васильев день не обходится без кулинарного «специалитета». На стол подают «василици» - аппетитные кукурузные пироги с каймаком - густыми створоженными сливками, а также «попару» - блюдо из кукурузного хлеба, залитого горячим молоком с добавлением брынзы, масла и оливок.

Отмечают Старый Новый год также в Македонии и изредка - в Болгарии, но там это скорее обычай, перенятый у русских в эпоху социализма. Кроме того, в Западной Европе в ночь с 13 на 14 января садятся праздновать не только выходцы из бывшего СССР. Жители швейцарского полукантона Аппенцелль-Иннероден, суровые горцы-протестанты, в XVI веке также не приняли календарную реформу папы Григория и отстояли свое право отмечать Новый год по юлианскому календарю.

Михаил Кожемякин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского - календаря "старого стиля" и григорианского - календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX-XXI веках составляет 13 дней, а Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.

С 1 марта 2100 г. разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 г. Старый Новый год будет отмечаться на день позже.

Практически все протестантские государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 г. сразу настало 14 февраля.

В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.

Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 г. совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост - православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.

Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

В России до 1918 г. приход Нового года попадал на период святок, поэтому все народные новогодние приметы более применимы именно к Старому Новому году. Люди верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина - счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги - весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы. Кроме того, были известны и следующие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если в Новый год бывает ветер - к урожаю орехов"; "Новый год - к весне поворот"; "Новый год - санки на ход"; "Новый год первый час дня набирает".

Кроме того, 14 января (1 января по старому стилю) в старину носил название Васильева дня ‑ празднование памяти св. Василия Великого Кесарийского - и имел решающее значение для всего года.

В этот день было принято проводить всевозможные гадания и древние обряды. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером. Особенно его ждали незамужние девушки, которые в это время охотно гадали. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется.

Святого Василия считали "свинятником" - покровителем свиноводов и продуктов из свинины, и верили, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии, и приносить хозяевам хорошую прибыль.

Поэтому основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Согласно поверью, жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год; мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха - чтобы быть легкими, как птица.

Интересен был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. В ночь на Василия гостей непременно надо было накормить пирогами со свининой, варёными или запеченными свиными ногами и вообще любыми блюдами, в которые входит свинина. На стол также обязательно ставили свиную голову.

Был еще обычай на Васильев день с особыми обрядами варить кашу. В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя - они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова.

Потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь - с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша - наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая - такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался - это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.

В старину в Васильев день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.

Хозяева дома давали посыпальщику что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.

Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.

По приметам, если ночью перед Васильевым днем небо ясное и звездное, значит, будет богатый урожай ягод. По народным поверьям св. Василий Великий охраняет сады от червей и вредителей. Утром Старого Нового года нужно пройти по саду со словами древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!"

В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге - пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.

Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" - богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.

В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама - День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов - жены и невестки остаются дома.

Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах.

В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю.

Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.

В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "правильный Новый год".

Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком ‑ сливками, створоженными, как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста ‑ попареницу.

В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.

В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.

Старый Новый год отмечают также на северо-востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 г. изловил ужасного монстра.

Считалось, что в 1000 г. монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось. С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестер-клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.

Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан". В этот день не бывает фейерверков или шампанского. "Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом.

С 1752 г. в Соединенном Королевстве действует григорианский календарь, где Новый год наступает 1 января. Но маленькая община фермеров-валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю, и в отличие от всей страны именно 13 января у них официальный выходной.

Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстала" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного, настроенного против католической церкви феодала. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.

Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.

Для местных жителей "Хен Галан" - это праздник добрососедства и "открытых дверей" - но открытых для своих. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Http://rian.ru/spravka/20110113/320985003.htm

Похожие статьи